Меню раздора

Меню раздора

Меню раздора

Билету все едино

Многие пассажиры опасались, что новинка работать не будет, потому что прежние электронные продукты департамента транспорта, например сервисы по оплате парковок, и по сей день дают сбои. Однако утром 1 февраля проблем с единым билетом не было. Чтобы это проверить, корреспондент «Московской перспективы» специально воспользовался всеми видами городского транспорта и убедился – работает. Новые единые билеты внешне не похожи на своих предшественников, хоть и выполнены в той же цветовой гамме. Голубая картонная карточка, на которой нарисован значок метро плюс троллейбус, автобус и трамвай.

Следующий срок внедрения нового тарифного меню назначен на 2 апреля, когда появится билет «90 минут». Он рассчитан на одну поездку в метро и неограниченное количество поездок в ТАТ. Тогда же будет введен и «электронный кошелек» – специальная карта для оплаты проезда во всех видах городского транспорта. Главное ее достоинство – не нужно стоять в очереди в метро, а счет карты можно будет пополнить в терминалах, которых к концу года, как пообещал глава департамента транспорта Максим Ликсутов, будет 25 тысяч. Кроме того, с апреля начнет действовать туристический билет за 200 рублей, который позволит без ограничений пользоваться общественным транспортом в течение суток.

Также со 2 апреля бумажные билеты на 1–2 поездки станут продаваться только в автоматах, а с 1 июля билеты на 1–2 поездки можно будет купить лишь через «электронный кошелек», оформление которого обойдется в 100 рублей: 50 рублей – залог, который может быть возвращен пассажиру, если тот захочет отказаться от кошелька, и 50 рублей – стоимость двух поездок.

Для сокращения времени обслуживания в кассах стоимость проезда будет округлена. На малое количество поездок – в сторону увеличения, на большое количество – в сторону уменьшения.

Обсчет окончен

Однако с апрельскими новинками могут возникнуть проблемы. Новое тарифное меню пришлось не по вкусу Обществу защиты прав потребителей «Общественный контроль», которое намерено оспорить в Мосгорсуде правомерность тарифов. По мнению председателя общества Михаила Аншакова, разработчики навязывают пассажирам покупку поездок на наземном общественном транспорте.

– В стоимость единого и 90-минутного билета на одну или две поездки автоматически включается проезд на наземном общественном транспорте вне зависимости от того, планировал им воспользоваться пассажир или нет, – отмечает правозащитник.

По мнению его коллеги, юриста общества Андрея Семёнова, прекращение продажи билетов на 1–2 поездки на метро прямо противоречит статье 16 закона о защите прав потребителей, в которой говорится о недопустимости навязывания платных услуг. «Если человеку необходима одна поездка, нельзя заставлять его приобретать пять», – говорит юрист.

Пассажира, который хочет совершить одну поездку на метро, по сути, вынуждают приобретать «электронный кошелек», за который надо отдать 50 рублей залога и еще столько же в виде предоплаты вне зависимости от того, сколько поездок и на каком виде транспорта будет совершено. Допустим, приезжему, которому нужно попасть с одного вокзала на другой, придется в два раза переплатить за билет и два раза отстоять в очереди в кассу: чтобы оформить карту, а потом сдать ее обратно.

Кроме того, общественники предполагают оспорить введение новых безлимитных проездных, поскольку такой билет фактически отменяет проездные на метрополитен. Многие москвичи регулярно пользуются только подземкой, а автобусами и трамваями – от случая к случаю. Но их, как считают правозащитники, вынуждают оплачивать невостребованные поездки на наземном транспорте. Разница получается существенной. Если месячный проездной на метро стоил 1700 рублей, то новый билет обойдется уже в 2200 рублей, а в год – 6 тысяч рублей.

Претензии не принимаются

Несколько дней назад заместитель мэра столицы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов встретился с журналистами, чтобы донести позицию властей в отношении нового тарифного меню и претензий к нему.

– Билет на одну или две поездки никуда не исчезнет, – заявил Максим Ликсутов. – Он просто меняет свою форму и с одного носителя переходит на другой. То есть окажется «зашит» в «электронный кошелек». Этот кошелек будет интегрирован во все транспортные средства на территории Москвы: наземный транспорт, метро, аэроэкспресс, электрички. Давно уже ведутся переговоры с руководством Московской области, чтобы «электронный кошелек» действовал и там.

Если пассажир будет оформлять кошелек сразу на 20, 30 или 40 поездок, то оформление может быть бесплатным – такой вариант сейчас рассматривается. Максим Ликсутов добавил, что название «электронного кошелька» определят на специальном конкурсе. К тому же цены на поездки будут заморожены до 2015 года.

Мнения разделились

Между тем сами пассажиры разделились на два лагеря. «Я живу и работаю в Долгопрудном. На метро езжу редко. Зачем покупать билет за 150 рублей на 5 поездок, если мне раз в месяц нужен билет на 1–2 поездки?» – пишет в своем блоге Сергей Николаев. «Езжу в метро каждый день по несколько раз. Покупал безлимитный проездной на месяц или на три. На автобусах не езжу вообще. Теперь, выходит, должен переплачивать примерно 6 тысяч», – говорит интернет-пользователь Maximus.

Мнение в пользу новых билетов высказал в своем комментарии Василий: «Всегда покупаю билет на 60 поездок, он подешевел, к тому же я теперь могу с ним проехать на трамвае – это удобно, так как меньше обращений в кассы и дешевле… Когда вместо жетонов ввели карточки, тоже народ возмущался, но ничего – привыкли».

Кто прав – определит Мосгорсуд. Как сказала «МП» юрист агентства «Черышева и партнеры» Ирина Черышева, скорее всего, новое тарифное меню останется в неизменном виде или будет дополнено.

КОШЕЛЬКУ ПРИДУМАЮТ ИМЯ

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы проводит конкурс на название единой транспортной карты, которая пока в СМИ именуется «электронным кошельком». Напомним, специальная транспортная карта вступит в действие 2 апреля 2013 года. Она будет действовать на всех видах городского транспорта, пополнять счет можно в 25 тысячах терминалов по всей Москве. Тарифы при использовании такой карты будут заморожены до 2015 года и составят 28 рублей для проезда в метрополитене и 26 – на наземном транспорте. По информации департамента, название «электронного кошелька» должно отражать новые функции билета: «удобство» (все расчеты производятся одной картой), «скорость» (позволяет быстро передвигаться по городу), «мой выбор» (отвечает индивидуальным потребностям москвичей).

Принять участие в конкурсе могут все желающие, более подробная информация о конкурсе доступна на сайте ведомства: www.dt.mos.ru.

Теги: #