У истоков театрального музея

У истоков театрального музея

У истоков театрального музея
У истоков театрального музея
150 лет назад родился коллекционер Алексей Бахрушин

Не многие музеи Москвы сохранили в советское время имена своих дореволюционных основателей. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина – из их числа. Он был создан в конце ХIХ века на основе частной коллекции заядлого театрала, предпринимателя Алексея Александровича Бахрушина в его собственном особняке. 12 февраля исполняется 150 лет со дня рождения мецената. По уровню театроведческий эрудиции Бахрушин стоял наравне с крупными учеными.

В дореволюционной Москве семью Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями». На средства этой богатой купеческой династии построены больница в Сокольниках, «дом бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц» на Софийской набережной, приют, ремесленное училище, общежитие для престарелых артистов, колония для беспризорных, богадельня. Интересные в архитектурном отношении, эти здания сегодня служат напоминанием о добрых делах московского купечества.

Второй страстью у представителей этого семейства было коллекционерство. Алексей Петрович Бахрушин, двоюродный брат своего тезки-театрала, собирал антиквариат и книги. Библиотеку он оставил Румянцевскому музею, фарфор и старинные вещи – Историческому, где были два зала его имени. Сергей Александрович

Бахрушин собирал гравюры и картины – имел, в частности, много работ Врубеля.

Самую большую в семье коллекцию собрал Алексей Александрович Бахрушин (1865–1929). В ранней молодости он пережил увлечение восточным искусством, но потом целиком переключился на страстно любимый им театр. Бахрушин собирал афиши, программы спектаклей, фотографии актеров в ролях, эскизы костюмов и декораций, автографы, личные вещи режиссеров, драматургов, артистов. О его хобби вскоре заговорили как о чрезвычайно интересном явлении. Предметы из бахрушинской коллекции способны многое рассказать о русском театре времен Островского и Чехова.

Его собрание пополнялось самыми разными способами. Коллекционер регулярно посещал антикварные лавки, часто бывал на Сухаревском рынке, всегда привозил что-либо интересное из заграничных поездок. Многое дарили ему сами артисты, и коллекция пополнялась стремительно. В поисках и покупке нужной вещи нередко помогала и профессиональная коммерческая хватка. К Бахрушину все чаще обращались историки театра, издатели, режиссеры. Его избрали председателем Театрального общества. Свое собрание Алексей Александрович часто представлял на выставках. Первая прошла в Москве в 1894 году, потом был успех на Всемирной выставке в Париже, на Первой русской театральной выставке в Санкт-Петербурге.

В Москве коллекция размещалась в собственном доме мецената на Лужниковской улице (ныне ул. Бахрушина). Землю под строительство Алексею Александровичу подарил на свадьбу отец. Особняк в стиле модерн спроектировал в 1895 году друг семьи Бахрушиных, известный архитектор Карл Гиппиус. «Асимметричный объем здания решен в духе модной в то время стилизации под английскую готику: сочетания красного и белого цветов, рустованные углы, стрельчатые арки и живописные силуэты разновысоких крыш. Готические мотивы проявляются и в богатой отделке интерьеров, сложном рисунке оконных переплетов и характере использования натурального дерева», – пишет искусствовед Александр Анисимов. Этот дом в Замоскворечье и сам похож на некую театральную декорацию.

По замыслу хозяина, полуподвальных помещений должно было хватить для театральной коллекции, уже и тогда немалой. Однако собрание постоянно росло. Сын коллекционера, историк балета Юрий Бахрушин, вспоминал: «...Затем дело дошло до жилого верха, постепенно превращавшегося в музей, потом начали сворачиваться служебно-хозяйственные комнаты, за ними последовали детские апартаменты, был занят коридор, буфетная и, наконец, даже конюшня и каретный сарай. Соседний дом, в котором когда-то я родился, был также забит вещами, книгами и прочими материалами». Но помещений для расширяющейся коллекции все равно не хватало. 25 ноября 1913 года музей был передан в собственность Императорской Академии наук. А вскоре после революции коллекционера назначили пожизненным директором Театрального музея. Бахрушин хлопотал о строительстве новых корпусов, но в 20-е годы эту инициативу не поддержали. А после смерти Алексея Александровича власти и вовсе подумывали закрыть музей. У него отобрали часть усадебных построек, в результате поспешной реконструкции особняка пострадали исторические интерьеры. В конце 30-х годов появился план о строительстве вместительного здания для музея, но он остался нереализованным.

Только в ХХI веке начались комп-лексные работы по расширению и благоустройству зданий усадьбы. Был восстановлен и превращен в новый выставочный зал бывший каретный сарай. На 2016 год намечено начало масштабной реставрации в музее. Его планируют превратить в музейно-театральный центр современного типа, в частности, на свободном участке будет возведен новый выставочный корпус. А в нынешнем году к юбилею А.А. Бахрушина (он совпал со 120-летием со времени основания музея) здесь пройдет большая выставка, где покажут театральные реликвии из разных российских собраний.

Теги: #