Бюрократов минимизируют

Бюрократов минимизируют

Бюрократов минимизируют
Бюрократов минимизируют
Знакомиться с застройщиками будут в интернете

С 1 октября прием заявлений на оформление градостроительной документации от компаний, работающих по горзаказу, будет проводиться только в электронной форме. Об этом сообщил глава департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин. Пока востребованность электронных услуг в строительном секторе невелика: количество заявлений, поданных в виртуальные приемные, в зависимости от типа документа не превышает 5–16% от общего объема. Однако с 1 января 2014 года чиновники хотят перевести в онлайн-режим все строительные и проектные организации, работающие в городе.

Строители всегда жаловались на административные барьеры и бюрократию, препятствующие реализации их проектов в Москве. Еще в 2011 году столичные власти взяли курс на их минимизацию и, по словам Сергея Лёвкина, продолжают уверенно двигаться по выбранному пути. «Мы последовательно решаем эту задачу, используя и мировой опыт, и отечественную практику», – подчеркивает чиновник. Работа проводится в два этапа.

В прошлом году все административные процедуры в строительстве были регламентированы. Теперь у любой организации есть четкое понимание, какой набор документов и куда нужно сдавать, а также в какие сроки заявка будет рассмотрена. При этом, подчеркивает господин Лёвкин, многие процедуры были оптимизированы как по составу запрашиваемых документов, так и по срокам выдачи.

С февраля в режиме онлайн можно подать заявку на проведение государственной экспертизы и выдачу разрешения на строительство, с июля – заказать оформление ГПЗУ и свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения (АГР). С августа в электронном виде стали доступны все услуги, оказываемые подразделениями стройкомплекса, включая выдачу заключения о соответствии построенного объекта проектной документации и техническим регламентам (так называемый ЗОС), разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и оформление паспорта колористического решения фасада здания. Чтобы получить возможность пользоваться интерактивными сервисами, заявителю (юридическому лицу) необходимо получить электронную подпись в любом из удостоверяющих центров, установить специальное программное обеспечение и создать личный кабинет на портале госуслуг. После чего его взаимоотношения с чиновниками должны стать такими же безоблачными, как «небо в июльский полдень».

По мнению Сергея Лёвкина, преимущества получения госуслуг в электронном виде очевидны. Во-первых, заявку можно подать из любой точки мира и в любое время через интернет. Во-вторых, исключается необходимость личного взаимодействия с ответственными за результат чиновниками, что тоже снижает коррупционные риски. В-третьих, через личный кабинет заявитель может получать всю информацию о ходе прохождения заявки по этапам в режиме онлайн. При этом ему не нужно собирать и высылать чиновникам документы, которые уже имеются в базах. «Органы исполнительной власти, предоставляющие госуслугу в электронном виде, запрашивают такие документы самостоятельно посредством межведомственного электронного взаимодействия через базовый регистр информации», – поясняет господин Лёвкин. Он признает, что при очном общении через службу «одного окна» от застройщиков могли потребовать справки и печати, не предусмотренные нормативными актами и регламентами. В электронной форме такая возможность полностью исключена, поскольку сервис позволяет прикреплять к заявлению ограниченный набор файлов. В частности, чтобы запустить процесс оформления ГПЗУ, требуется только заявление с информацией о земельном участке и расположенных на нем объектах. Все остальные документы Москомархитектура найдет самостоятельно.

«Мы надеемся, что переход на предоставление госуслуг в электронном виде станет для Всемирного банка убедительным аргументом в пользу того, что излишние согласования и разрешения не только отменены, но их получение больше не осуществляется строительными компаниями на практике. Это позволит повысить Российскую Федерацию в рейтинге ведения бизнеса по направлению получения разрешений на строительство», – прогнозирует Сергей Лёвкин.

Однако несмотря на явные преимущества, востребованность электронных сервисов пока невелика. С февраля через них было подано всего 10 заявлений на проведение госэкспертизы проектов (5% от общего количества обращений) и 84 заявки на получение разрешений на строительство (16% от общего количества). 34 компании решили оформить в режиме онлайн ГПЗУ – это 6% от числа заявлений, поданных с начала предоставления этой услуги.

Чиновники сетуют на низкую информированность участников рынка, хотя работа в этом направлении ведется. По словам господина Лёвкина, комплекты информационно-полиграфических материалов были направлены в 240 проектно-строительных организаций, во все префектуры и органы исполнительной власти, входящие в стройкомплекс. Все желающие могут посмотреть видеоролики о создании личного кабинета застройщика и о преимуществе электронных госуслуг, а также изучить пошаговые инструкции и листовки. «На сегодняшний день мы провели уже 18 обучающих семинаров, и от семинара к семинару активность и участие в них растут», – подчеркивает Сергей Лёвкин.

Впрочем, рано или поздно научиться пользоваться электронными сервисами придется всем участникам строительного рынка. Уже с 1 октября это требование будет обязательным для организаций, работающих по горзаказу. «Распоряжением правительства Москвы установлено, что прием запроса на предоставление госуслуг в градсфере в отношении объектов городского заказа с 1 октября этого года осуществляется только в электронном виде через портал госуслуг», – напоминает Сергей Лёвкин. По его словам, соответствующая информация содержится во всех госконтрактах, заключаемых техзаказчиками. А с 1 января 2014 года чиновники рассчитывают перевести в режим онлайн все проектные и строительные организации, работающие в Москве.

Правда, Сергей Собянин попросил в этом вопросе обойтись без ненужной спешки. «Посмотрите сами, насколько они (инвесторы. – «МП») будут готовы, – посоветовал градоначальник Сергею Лёвкину. – Рассчитайте такой график, чтобы эта электронная услуга шла не во вред, а на пользу делу».

Теги: #