Обретение «Иллюзиона»

Обретение «Иллюзиона»

Москвичи всегда любили «Иллюзион» не только за возможность посмотреть классику мирового кино, но и за атмосферу. Здесь всегда была своя, особая аудитория – вдумчивые киноманы, настоящие знатоки. Еще в начале прошлого года, до ремонта, в фойе «Иллюзиона» по вечерам играл тапер. Места на билетах вписывали от руки. При кинотеатре работал киоск проката, где заодно можно было совершенно бесплатно получить квалифицированную киноведческую справку о любом фильме, режиссере, актере. На фоне обычных кинотеатров с их суетой, обилием шумной и навязчивой рекламы «Иллюзион» всегда отличался интеллигентностью и солидностью. Архитектура и дизайн помещения говорят о добротном вкусе, о том, что случайного фильма здесь не покажут. После ремонта в репертуаре кинотеатра на Котельнической станет больше новых фильмов, в том числе и в формате 3D. Вроде бы подорожают билеты и исчезнет совсем уж старая мебель середины прошлого века… Но главное – чтобы дух и традиции уникального кинотеатра не покинули этого места, «намоленного» несколькими поколениями кинолюбителей.

Поначалу в цоколе высотки на Котельнической набережной располагался кинотеатр под названием «Знамя». Репертуар его был самым обыкновенным – здесь демонстрировалось все новое, выходившее в прокат. Но в начале 1960-х Советский Союз вступил в Международную федерацию киноархивов, а по ее уставу страна-участник должна обеспечить доступ рядовым зрителям к фильмам, находящимся в государственных хранилищах. Кроме того, в годы «оттепели» все чаще в СССР стали проводиться фестивали и недели зарубежного кино (подобная система обмена позволяла к тому же пропагандировать советское киноискусство на Западе). Все это надо было где-то показывать. Инициатором создания сети архивных кинозалов выступил тогдашний директор Госфильмофонда Виктор Привато. Для перепрофилирования выбрали кинотеатр, находящийся в знаменитом «сталинском» доме, где жили в том числе и представители кинематографической элиты страны – актеры Фаина Раневская, Михаил Жаров, автор музыки к фильмам Никита Богословский. Некоторое время ушло на ремонт и смену вывесок. 18 марта 1966 года показом великого фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» «Иллюзион» открылся для публики.

В тогдашней Москве это был, кстати, не единственный «архивный» кинотеатр. В 60–80-е годы фильмы схожего репертуара шли в клубе фабрики «Красные текстильщики» (бывшая Голутвинская мануфактура, основанная еще в 1846 году). Он был филиалом «Иллюзиона» и тоже имел свою постоянную аудиторию из числа любителей госфильмофондовских лент. Клубное здание 1928 года постройки на Якиманской набережной, увы, снесли несколько лет назад при реконструкции квартала.