Ворота на Север

Ворота на Север

Ворота на Север
Ворота на Север
Зданию Ярославского вокзала исполнилось 110 лет

На Каланчевской площади в начале января 1905 года было освящено, а вскоре и открыто для пассажиров здание Ярославского вокзала. В этом сооружении соединились таланты двух крупнейших московских архитекторов рубежа ХIХ и ХХ веков: новое здание, чей проект разработал Федор Шехтель, включило конструкции, созданные ранее по чертежам Льва Кекушева. Над оформлением вокзала трудились знаменитые российские художники. Этот ярчайший памятник московского модерна широко известен, однако не все знают предысторию его создания.

В художественном оформлении вокзалов нередко используются географические темы. Архитектура и декор станционных зданий словно бы переносят пассажиров в те регионы, к которым ведет рельсовый путь. Так, Казанский вокзал столицы, построенный в 1910–1930 годы, стал своеобразным воплощением евразийских идей, «воротами на Восток». Похожая история случилась и с Ярославским вокзалом. В облике этого здания и в самой идее Северного железнодорожного направления соединились география, экономика и философия.

Идея прокладки рельсовой магистрали до Ярославля и далее принадлежала Федору Чижову – человеку разносторонних интересов и дарований. Математик и механик, профессор Московского университета, предприниматель, литератор, он в середине ХIХ века входил в кружок славянофилов, где много общался с Гоголем, Аксаковыми, Хомяковым. Из этих разговоров выросла его «промышленная идеология» – строить в России предприятия и дороги, опираясь на национальный капитал и русские таланты.

В конце ХIХ века директором Общества Московско-Ярославской железной дороги стал Савва Мамонтов, мил-лионер-славянофил, разделявший идеи Чижова. Одним из элементов «национального проекта» (а заодно и отличной рекламой Ярославской магистрали) стало новое, богато оформленное здание вокзала на Каланчевской площади.

Его проект Мамонтов заказал входящему в моду архитектору Федору (в то время еще Францу) Шехтелю. И будущий корифей модерна оправдал надежды предпринимателя. Здание вызвало восхищение не только художественных критиков, но и инженеров. Ведь при строительстве Шехтель широко использовал новые в те годы материалы: металлоконструкции, железобетон, облицовочную плитку. Эти новшества позволили значительно сэкономить время и деньги. А простых москвичей и пассажиров вокзала поразил его необычный облик. Выразительный силуэт постройки с изящной шатровой башенкой и мощным четырехскатным гребнем над главным входом мгновенно приковывает внимание. Словно изысканная театральная декорация из спектакля на русский сюжет выросла на оживленной московской площади. «Сложный силуэт, динамическая асимметрия объемной композиции, нарядное цветное керамическое убранство фасадов, сюжетика лепнины – все призвано было напомнить зрителю об историческом прошлом, о природной красоте и сказочных богатствах недр, лесов и рек Севера. Стилизованные формы древнерусской архитектуры были здесь мастерски сплавлены Шехтелем с архитектурными приемами модерна», – пишет историк архитектуры Мария Нащокина.

Северную тему продолжили художники – авторы разнообразных элементов оформления. Михаил Врубель создал для фасада изразцы с изображением рыб. Константин Коровин (неоднократно посещавший северные губернии) выполнил эпические живописные панно, изображающие картины быта – ловлю рыбы, китобойный промысел, выпас оленей. Майоликовые панно, выполненные керамическим заводом «Абрамцево» за Бутырской заставой, признаны классикой декоративного искусства. Здесь можно увидеть изображения моржей, чаек, сосновых веток с шишками – и все это в специально подобранных «холодных» северных тонах. Даже лесные ягоды, отмечает Нащокина, на одном из панно имеют «неожиданный светло-сиреневый цвет». На стиль оформления здания значительно повлияло творчество популярного в ту пору (и особо ценимого Шехтелем) венского живописца-модерниста Густава Климта.

За 110 лет здание почти не изменилось. Правда, в советское время передали в Третьяковскую галерею работы Коровина (недавно их показывали на юбилейной выставке художника), частично перепланировали помещения, двуглавого орла на кованом гребне крыши заменили серпом и молотом. В 2014 году в рамках мероприятий по реконструкции и модернизации Ярославского вокзала на фасадах здания установлена современная система архитектурного освещения. Предусмотрены три режима включения – будничный, дежурный и праздничный. Это, как надеется руководство РЖД, поможет по-новому взглянуть на один из прекраснейших памятников московского модерна.

Теги: #