Построить город мечты - Московская перспектива

Построить город мечты

Построить город мечты
Построить город мечты
Пять основных драйверов развития Москвы

Когда часы на Спасской башне пробьют полночь, пробки на столичных дорогах исчезнут, самые оживленные трассы спрячутся под землю, на Садовом кольце вновь расцветут сады, окна в домах с фасадами, меняющими свой цвет в зависимости от времени года, можно будет держать распахнутыми настежь, а Москва станет городом не только пяти морей, но и почти 40 портов. Сегодня кажется, что это невозможно, но меньше века назад таким же чудом казались метрополитен, небоскребы и многоуровневые развязки.

Город – живой организм. Останавливаясь в развитии, он погибает. Другой вопрос – что считать развитием, а что регрессом. Взгляды на это меняются в зависимости от уровня развития самого общества. Еще недавно казалось, что главная задача городов – быть локомотивами экономического роста страны. Именно так бурно растут сегодня города в Китае, включая столицу. Вот только солнца люди там уже почти не видят – смог над крупными городами страны стоит такой, что во время недавнего саммита АТЭС в Пекине власти страны были вынуждены временно остановить работу десятков заводов, чтобы непривычные к такой экологии гости саммита смогли дышать.

В Москве с экологией, к счастью, не так плохо, хотя тем, кто живет возле оживленных трасс или заводов вроде капотнинского НПЗ, не позавидуешь. Как же найти баланс между развитием мегаполиса и комфортом жизни в нем? Как, не останавливаясь в движении вперед, сделать существование человека более гармоничным? Каким должен быть город мечты?

Ответы на этот главный вопрос искали и на IV Московском урбанистическом форуме, прошедшем в декабре в Манеже. Организаторы и гости форума насчитали пять основных точек роста, пять драйверов развития Москвы.

Первый – инфраструктурный. Любому городу важно, чтобы инфраструктура успевала за его развитием. Для Москвы этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с транспортными проблемами, развитием новой Москвы, но не только. Важнее сегодня говорить об инфраструктуре принятия решений. От того, насколько логичны и прозрачны законодательные механизмы регулирования городского развития, зависит, готов ли бизнес инвестировать в город.

Второй драйвер – диверсификация экономики. Основой развития Москвы в XX веке была промышленность, в том числе тяжелая, однако в последние годы столица менялась в русле глобальных трендов. Промзоны – это уникальный резерв для развития города, который нужно идеально использовать на благо столицы и ее жителей, превратить их в объекты с высокой добавленной стоимостью. Что разместить в этих промзонах, как поддержать уровень жизни, обеспечить экономический рост в условиях, когда сырьевая модель роста себя исчерпала? Ответ на этот вопрос давали многие участники форума, и он однозначен: это, конечно, опора на малый и средний бизнес. В Тель-Авиве, например, резко сократили налоги для стартапов, и город стал центром инновационного развития своей страны.

Без культуры – тоже никуда. И это третий драйвер развития. Именно культура главный инструмент в повышении доверия между людьми. В городах, где люди друг другу доверяют, они не просто эффективнее действуют экономически, но и живут лучше, даже здоровее себя чувствуют.

Четвертый драйвер развития – разнообразие среды. Один из рисков расползания Москвы в том, что будет тиражироваться панельное жилье. А следовательно, вновь возникнут безжизненные районы, где люди только спят. Как драйвер развития архитектура своей целью должна ставить формирование более разнообразной среды, в которой комфортно сосуществовать и обычным жителям, и бизнесу. Самый яркий пример, конечно, проект развития 200 километров набережных Москвы-реки, который стал одним из самых интересных и масштабных, представленных на форуме (подробнее о нем читайте на стр. 2).

По словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, такого рода работ по реновации прибрежных территорий не проводилось в Москве с 1940-х годов: «Развитие территорий «влияния» Москвы-реки направлено на формирование в городе открытых общественных пространств. Для нас принципиально важно, что проект органично вписывается в контекст приоритетов нашей градостроительной политики, поскольку его реализация будет направлена на обеспечение структурной целостности города, включая переход Москвы от моноцентрического к полицентрическому развитию с новыми точками роста».

Ну а самый главный потенциал развития, пятый драйвер, – конечно, сами жители. На финальной сессии форума участников заседания попросили поделиться своими взглядами на то, какие драйверы они считают наиболее важными для развития Москвы. Одни упомянули активное развитие электронных сервисов, другие – научный потенциал, «силу софта», третьи верят в потенциал малого бизнеса. Хотя на самом деле все это – вера и надежда в силу человеческого капитала. Только здоровый, инициативный, обеспеченный человек может построить город мечты.

На форуме мэр столицы Сергей Собянин заявил: «Город состоит из людей, и развитие города – это развитие человеческого капитала. Комфорт жизни в большом городе – это хорошие транспортные связи, высокое качество медицины, образования, социальной поддержки. Важно, чтобы город всегда находил компромисс между бурной стройкой, расширением и учетом интересов горожан. Именно это главная наша идея и главная наша задача».


Владимир Путин, президент РФ:

– Для развития бизнеса, для размещения новых производств нужны подготовленные площадки и транспортная инфраструктура. Субъекты Федерации должны вплотную заняться приведением в порядок региональных и местных дорог – для этого вводятся дополнительные источники для региональных дорожных фондов. А в целом по стране мы должны стремиться к удвоению объемов дорожного строительства…
…Огромный резерв для экономики лежит буквально на поверхности, достаточно посмотреть на стройки за государственный счет. На недавнем форуме Общероссийского народного фронта приводились примеры, когда деньги вкладываются в помпезные здания или когда стоимость однотипных объектов, хочу это подчеркнуть – именно однотипных, отличается в разы даже в соседних регионах.
Считаю, что необходимо поэтапно создать систему единого технического заказчика, централизовать работу по подготовке типовых проектов, строительной документации, выбору подрядчиков. Это позволит преодолеть сегодняшний разнобой в стоимости строек, даст существенную экономию в расходовании государственных средств на капитальное строительство, как показывает опыт, от 10 до 20 процентов. Такая практика должна быть распространена на все гражданские объекты, которые возводят за счет средств федерального бюджета… Есть здесь, конечно, и подводные камни, их нужно, зная об этом, обойти, предусмотреть, действовать аккуратно, создать несколько пилотных проектов по нескольким регионам, посмотреть, что из этого получится. Но оставлять ситуацию так, как она есть сегодня, тоже нельзя. Я уже сказал, одни и те же объекты одного и того же назначения в соседних регионах в разы отличаются по стоимости. Ну что это такое?


Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ:

– Каждый год в столице практически строится новый город с населением 150 тысяч человек – это современные кварталы, школы, детские сады, новые магазины, офисы. Город растет, его новой историей становится и новая Москва, через несколько десятков лет в этом районе будут жить и работать с комфортом больше миллиона москвичей. Транспортная программа Москвы – крупнейшая среди городов Европы, ежегодно строятся новые дороги, их большая часть – это сложнейшие эстакады, развязки, тоннели. До 2020 года предстоит ввести много таких объектов: 70 станций метро, 240 км путей пригородного сообщения, это на самом деле серьезные планы.
Правительство России приняло решение построить ЦКАД, новое кольцо длиной 500 км. Это будет важнейшая транспортная магистраль, которая, уверен, поможет решить транспортные проблемы всего региона. Обычно говорят, что «Москва слезам не верит», но это не всегда справедливо, в Москве всегда думают о людях, социальные программы столицы могут служить примером для других территорий страны: безбарьерная среда, поддержка пенсионеров и ветеранов, многодетных и молодых семей – только часть этих программ. Конечно, многое делается, чтобы город был благоустроенным, по-настоящему современным и удобным для жизни не только в историческом центре, но и во всех районах. За последние годы похорошели многие московские парки, появились новые, открылись отреставрированные фасады исторических зданий, стали пешеходными многие знаменитые московские улицы, по которым приятно теперь гулять. Мы гордимся нашей столицей, верим, что у Москвы большое и успешное будущее.


Сергей Собянин, мэр Москвы:

– После двух десятилетий постоянного ухудшения ситуации на дорогах в уходящем году пусть немного, но дорожный трафик начал улучшаться. Разумеется, город не победил пробки, но наметившаяся тенденция говорит о том, что мы на правильном пути. Удалось повысить популярность общественного транспорта, который стал более доступным, дешевым и комфортным. Открыто 12 новых станций метро, которыми регулярно пользуются свыше миллиона жителей. Еще 40 новых станций метро будет построено в ближайшие четыре года – это самые высокие темпы за историю города и одни из самых высоких темпов строительства метро в мире.
В решающую стройку вступил еще один крупнейший транспортный проект – МКЖД. Выполнена уже половина всех необходимых строительных работ. После запуска МКЖД впервые будет создан пересадочный контур для пригородного железнодорожного сообщения и еще один пересадочный контур, второй, для метрополитена.
Приоритетами 2014–2017 годов являются завершение реконструкции вылетных магистралей, формирование новых хордовых трасс, реконструкция МКАД и дорожной сети новой Москвы. В Москву войдет новая федеральная трасса, дублер Ленинградского шоссе, от аэропорта «Шереметьево» до Бусиновской развязки. Также мы ожидаем, что Росавтодор завершит реконструкцию главных участков большинства федеральных трасс за МКАД.
Еще несколько десятков миллиардов рублей частных инвестиций правительство рассчитывает получить на строительство транспортно-пересадочных узлов. Таким образом, программа развития транспортной системы, несмотря на все трудности с бюджетом, получает новую динамику.