Горячая банная дискуссия

Горячая банная дискуссия

Горячая банная дискуссия

Первым рассматривался вопрос о постановке под государственную охрану в качестве объектов культурного наследия регионального значения девяти исторических памятников. Среди них – примечательные сооружения различной типологии и разных эпох. Например, три солидных банковских здания постройки начала ХХ века (два – на Ильинке, одно – на Кузнецком Мосту), два жилых дома ХVIII–ХIХ столетий (на Чистопрудном бульваре и Николоямской улице). К концу ХIХ века относится главный дом усадьбы В.Я. Лепешкиной на Знаменке. Доходный дом В.К. и П.К. Микини в Армянском переулке (1901 год) знаменит тем, что в нем жил выдающийся русский философ Николай Бердяев. Построенный в первые годы ХХ века (в неорусском стиле) храм во имя иконы Казанской Божией Матери в Рождественском монастыре отличался рядом новаторских строительных и технологических решений.

Все девять объектов были единогласным решением экспертов поставлены под государственную охрану в качестве объектов культурного наследия регионального значения.

На заседании также были рассмотрены вопросы о сохранении либо сносе зданий в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия. По большинству объектов никаких дискуссий не возникло. Эксперты единогласно проголосовали за снос сооружений, не имеющих исторической и архитектурной ценности, – нескольких технических построек середины ХХ века на Бережковской набережной, много раз перестроенного двухэтажного дома начала прошлого столетия на улице Усачева, современной раздевалки для теннисистов в Курсовом переулке и т.д.

Горячие споры разгорелись вокруг двух зданий советских бань – Можайских и Донских. Первая из построек попала в ленты новостей в конце января нынешнего года. Именно в те дни здание, пустовавшее на протяжении 15 лет, было спешно и без всякой разрешительной документации снесено. Представители собственника, однако, утверждали, что бани сами по себе обветшали, пришли в аварийное состояние, и их пришлось демонтировать ввиду угрозы для жизни людей. Эти аргументы застройщики повторяли и на заседании комиссии. Ее членов, однако, эти доводы не убедили. С осуждением самовольного сноса крепкого и интересно декорированного «сталинского» здания 1953 года на Можайском Валу («дворца гигиены», как назвал его один блогер) выступили несколько членов и экспертов комиссии. «Я неоднократно посещал эти бани еще в советское время и не верю, что в таком прочном здании сами собой могли появиться трещины», – заявил искусствовед Андрей Баталов. С ним был солидарен руководитель департамента культурного наследия Александр Кибовский: «За годы моей работы ни один памятник в Москве сам по себе не рухнул. Но если здание специально вымораживать или подкапывать бульдозерами, то это, конечно, будет способствовать обрушению».

В результате члены комиссии приняли решение: признать, что снос Можайских бань произведен незаконно, и обязать собственника построить на этом месте объект в тех же габаритах. «Чем жестче наше сегодняшнее решение, тем меньше подобных разрушений будет происходить в будущем. Мы никому не позволим сносить памятники без разрешения», – подвел итог дискуссии Марат Хуснуллин.

Оживленную полемику вызвала также судьба Донских бань. На месте этого типового конструктивистского здания начала 30-х годов на улице Орджоникидзе, д. 9, планируется построить дом высотой 68 метров по проекту американского архитектора. К нынешнему заседанию председатель комиссии поручил застройщику представить детальный визуально-ландшафтный анализ со всех точек исторических застроек. Ведь ряд экспертов полагали, что проектируемый дом будет «нависать» над ансамблем Донского монастыря, в том числе над его некрополем.

Но представленный застройщиком анализ, а также лично озвученные аргументы не переубедили экспертов комиссии. Историк Галина Маланичева отметила, что здание бань «быть может, и не шедевр архитектуры», но оно «держит этот квартал, оно вписано в эту среду как фоновый элемент». Ее поддержали писатель-москвовед Константин Михайлов и директор Центрального дома художника Василий Бычков. И хотя часть экспертов вместе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым считали демонтаж бань допустимым (по причине того, что в них после всех реконструкций уже мало что осталось от изначального облика 30-х годов), окончательное решение о судьбе здания было отложено. Этот вопрос будет в ближайшее время рассмотрен на Архитектурном совете Москвы.

Теги: #