Прочесть улицу

Прочесть улицу

Прочесть улицу
Прочесть улицу
Москомархитектура анонсировала начало выпуска новой книжной серии

Первым изданием, опубликованным в серии «Архсовет Москвы рекомендует», стала книга американского урбаниста Аллана Б. Джекобса «Великие улицы», переведенная на русский язык по заказу столичного правительства. Презентация книги, в которой участвовали ведущие московские проектировщики, стала поводом для серьезного разговора не только об «архитектурной» литературе, но и о значимости улиц как важнейшей составляющей городской среды.

«Великие улицы» – всестороннее исследование, своеобразная энциклопедия наиболее успешных и посещаемых улиц разных городов мира. На примере нью-йоркской Пятой авеню, парижского бульвара Сен-Мишель, улиц Рамбла в Барселоне, Строгет в Копенгагене и многих других автор анализирует различные характеристики знаменитых улиц, показывает, что именно делает их комфортными и востребованными и помогает понять, как совершенствовать существующие и создавать новые городские артерии.

Книга Аллана Б. Джекобса была выпущена в издательстве «Искусство – XXI век» небольшим тиражом в 1,5 тысячи экземпляров, однако гендиректор издательства Татьяна Боднарук полагает, что вскоре придется печатать второй тираж: «Я думаю, что эта книга будет интересна не только специалистам, но и людям, которым небезразлично, в каком городе они живут и как этот город должен выглядеть, чтобы в нем было удобно и приятно жить».

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов также подчеркнул, что новая книга будет полезна не только для профессионалов: «В самом начале работы на посту главного архитектора, оценивая проблематику, которая сложилась за последние годы в архитектуре Москвы, составляя план работы, я сразу заложил в свою стратегию программу издания книг. Мне всегда казалось, что в основе правильной архитектуры лежит правильная архитектурная дискуссия, которая распространяется и на профессиональный круг, и на уровень образования, и потом – на широкую публику, которая своим интересом подталкивает развитие архитектуры. Поэтому наряду с разного рода активностями, которые мы начали развивать, – конкурсная практика, работа с молодыми архитекторами, взаимодействие с образовательными институциями – мы сразу начали смотреть, что из литературы есть интересного».

По словам Сергея Кузнецова, многие книги, по которым сейчас учатся студенты архитектурных вузов и которыми в своей работе пользуются профессионалы во всем мире, пока не только не переведены на русский язык, но зачастую и вовсе неизвестны. А опубликованные издания в большинстве своем написаны профессиональным языком, который недоступен или неинтересен широкой публике.

«Появление этой книги великолепно», – высказал свое мнение заведующий кафедрой градостроительства МАрхИ, вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук Илья Лежава. По его словам, о памятниках архитектуры написано огромное количество книг, а об улицах, которые служат контекстом существования любого памятника, – почти ни слова.

Главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов, в свою очередь, отметил, насколько новое издание будет полезно для профессионалов. «В Институте Генплана я работаю всего два года и могу сказать, что понятие улицы знакомо далеко не всем сотрудникам института, – отметил господин Гнездилов. – Это для меня является одной из главных проблем. Приходится вести борьбу с отрицанием улиц как института, как пространственной организации города. И я иногда требую буквально резать «тело», которое подчас создается в проектах планировок, чтобы улицы все-таки появлялись. Очень мало кто на постсоветском пространстве умеет проектировать улицы – большинство проектировщиков в советское время практически отвыкли на эту тему рассуждать и думать».

«В книге проводится анализ структуры известных улиц – их пропорции, характер заполнения первых этажей, попытка понять, почему улицы становятся успешными, интересными, привлекательными. На сегодняшний день это очень актуально, потому что мы видим, что наши московские «великие улицы» – такие как Тверская, старый и Новый Арбат и многие другие – сегодня преобразуются, развиваются, и надо смотреть, какие еще потенциалы есть для того, чтобы сделать их комфортными для всех», – напомнил Сергей Кузнецов.

В ходе обсуждения прозвучала мысль о том, что на старый Арбат было бы неплохо вернуть транспортное движение. По мнению руководителя архитектурного бюро «Остоженка» Александра Скокана, эта улица не соответствует пешеходной по своим параметрам. «Старый Арбат, в отличие от Столешникова переулка или Кузнецкого Моста, не пешеходный хотя бы по своим размерам – он слишком длинный. Арбат – это все-таки надуманная вещь. И в этом, мне кажется, ее дефект», – заявил архитектор и напомнил, что пешеходной улицу сделали лишь в 1986 году, после реконструкции.

Сергей Кузнецов поддержал эту точку зрения: «По моим ощущениям, пешеходность старого Арбата – это скорее дань советской уличной традиции. Есть параметры пешеходной улицы, которые делают ее живой. Мое мнение, что возвращение транспорта на старый Арбат было бы вполне логичным. И я думаю, что рано или поздно жизнь свое возьмет, просто сейчас это немного не в тренде». При этом главный архитектор подчеркнул, что в ближайшее время эту идею вряд ли возможно реализовать.

КОНТЕКСТ

В ближайшее время в серии «Архсовет Москвы рекомендует» будет издана книга по стандартам благоустройства, которые Москомархитектура разрабатывала в течение 2014 года, а также книга по транспортным узлам, написанная московскими специалистами совместно с японскими коллегами. Кроме того, планируется выход в свет ряда переводных изданий. В частности, книга знаменитого американского урбаниста Джефа Спека «Город для пешехода», переведенная на русский язык по заказу правительства Москвы и Москомархитектуры.

Теги: #