Завязали узлы в Гонконге - Московская перспектива

Завязали узлы в Гонконге

Завязали узлы в Гонконге
Завязали узлы в Гонконге
Столичный стройкомплекс представил на форуме MIPIM Asia 2014 проекты новых ТПУ и реорганизуемых промзон

Столичные власти готовы предложить азиатским инвесторам сотрудничество в области строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и реорганизации городских промзон. Потенциально интересные проекты делегация стройкомплекса во главе с Маратом Хуснуллиным представила на форуме MIPIM Asia 2014, который на прошлой неделе проходил в Гонконге.

Решение об участии Москвы в форуме недвижимости и строительства MIPIM Asia 2014 принималось задолго до того, как инвестиционная активность в России под действием санкций и стремительно падающего рубля практически сошла на нет. Сергей Собянин отмечал, что городу «очень важно присутствовать на этой выставке», поскольку «азиатские инвесторы проявляют большой интерес к Москве». (В этом столичный мэр имел возможность убедиться во время посещения Шанхая, Пекина и Гонконга в мае 2014 года.) Кроме того, переориентация на Азиатско-Тихоокеанский регион – это государственный внешнеполитический тренд. Владимир Путин не раз повторял, что в условиях ухудшающихся отношений с Европой и США Россия будет активнее развивать сотрудничество с азиатскими странами.

В отличие от европейской выставки MIPIM, которая в начале весны оккупирует каннский Дворец фестивалей, форум недвижимости в Гонконге имеет форму деловой конференции и не требует больших площадей для размещения макетов. Все мероприятия проводятся в отеле известной сети, а свои инвестиционные предложения и проекты участники демонстрируют в форме видеопрезентаций. Москву на форуме представляла делегация правительства в составе главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, руководителя Москомстройинвеста Константина Тимофеева, главы департамента развития новых территорий Владимира Жидкина и др. Главная цель поездки – презентовать инвестсообществу потенциал Москвы и внимательно изучить зарубежный опыт урбанистики мегаполисов. Тем более что Гонконг заметно преуспел в развитии пассажирского транспорта и связанных с ним сервисов.

До начала деловой программы представители столичного стройкомплекса встретились с представителями городской структуры, которая управляет комплексной застройкой района Западный Коулун (West Kowloon Cultural District) в Гонконге. Территория, предназначенная для реализации проекта, – это обширное пространство с видом на гавань, отведенное для строительства крупного культурно-социального комплекса. Проектом предусматривается создание музеев мирового значения, галерей, культурного центра, жилого комплекса, а также вокзала сверхскоростного железнодорожного сообщения. «Опыт данной компании может быть полезен при реализации некоторых московских проектов», – рассказал Константин Тимофеев.

Кроме того, делегация стройкомплекса встретилась с крупным транспортным инвестором – представителями компании MTR Corporation Limited, которая выполняет функции оператора железнодорожной системы Гонконга, включающей метро, электрички и трамвай. «У данной компании большой опыт в сфере управления и строительства объектов, связанных с перевозками. Мы пригласили их в Москву для участия в программе проектирования и строительства транспортно-пересадочных узлов», – сообщил господин Тимофеев. Из других объектов Гонконга, которые успели посетить московские чиновники, глава Москомстройинвеста выделил проект создания офисов и апартаментов над подземным электродепо. Он может оказаться полезным при развитии столичного метрополитена с использованием механизмов частно-государственного партнерства (ЧПГ).

Поскольку азиатские инвесторы хуже европейских знакомы с градостроительным потенциалом Москвы, Марат Хуснуллин в своем докладе подробно остановился на основных макроэкономических параметрах развития столицы.

В частности, он напомнил, что здесь формируется пятая часть ВВП страны, при этом Москва является одним из самых социальных мегаполисов мира: госдотации на поддержку образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы составляют 25 млрд долларов в год. «Этот уровень мы будем поддерживать вне зависимости от колебаний на финансовых рынках», – подчеркнул он. В нынешнем году в Москве, по словам господина Хуснуллина, будет построено 9 млн кв. метров недвижимости. При этом застройщикам уже выданы разрешения на сооружение 42 млн кв. метров площадей различного назначения и ГПЗУ на 80 млн кв. метров, по которым любой инвестор в электронной форме может в течение 10 дней оформить допуск к проведению работ. «В рейтинге развивающихся городов PricewaterhouseCoopers Москва в 2013 году занимала второе место после Пекина», – сообщил господин Хуснуллин.

Вместе с тем перед руководством города стоит ряд насущных проблем, которые власти рассчитывают решить в том числе с помощью азиатских инвесторов. В первую очередь это сложная транспортная обстановка. «Москва известна в мире своими пробками», – признал с трибуны форума Марат Хуснуллин. Он рассказал о планах по развитию системы метрополитена и городских дорог и особо отметил имеющиеся в российской столице преимущества: «Коллеги из Гонконга рассказали, что если им с учетом всех согласований и обсуждений удается приступить к строительству транспортного объекта через пять лет, то это большая победа. У нас же на все про все уходит два года». Сейчас по объемам транспортного строительства Москва конкурирует только с Пекином и Шанхаем. Однако городским властям пока не удается запустить инвестпрограмму по строительству ТПУ, задача которых – связать воедино различные виды транспорта. «Здесь может оказаться полезен пример Гонконга, имеющего опыт строительства больших объемов недвижимости вдоль транспортных магистралей», – считает господин Хуснуллин. По его оценкам, вокруг 255 московских ТПУ инвесторы смогут возвести в общей сложности 15 млн кв. метров недвижимости, что должно с лихвой компенсировать их затраты на создание технической инфраструктуры. На форум делегация стройкомплекса привезла презентации и технико-экономические обоснования по трем ТПУ – «Тропарево», «Хорошевская» и «Выхино». По словам Марата Хуснуллина, при наличии интереса со стороны азиатских инвесторов власти готовы выставить их на конкурс в течение нескольких недель: «Со следующего года у нас каждый месяц будет появляться по нескольку таких проектов. Это работа на ближайшие 10–15 лет».

Еще одно перспективное направление сотрудничества – строительство дорог и метро на условиях частно-государственного партнерства. Пока такие проекты для России в новинку, однако правительство Москвы недавно заключило первое концессионное соглашение на строительство северного дублера Кутузовского проспекта. «На этом примере мы отработаем механизм ЧГП в дорожном строительстве и в дальнейшем планируем запустить несколько платных дорог на территории новой и старой Москвы», – сообщил господин Хуснуллин и отметил, что общие объемы дорожного строительства в ближайшие годы составят 400 километров.

Помимо транспортных объектов столичные власти готовы предложить азиатским инвесторам участие в проектах реконструкции промышленных зон и комплексной застройки присоединенных территорий. По словам главы стройкомплекса, до конца года правительство Москвы выставит на конкурс второй участок на территории ЗИЛа. «Одна из китайских компаний сейчас изучает этот проект и, возможно, примет решение об участии в тендере», – отметил он. Что касается новой Москвы, то там основной площадкой для вложений в мэрии называют административно-деловой центр в Коммунарке. С первого квартала 2015 года столичные власти готовы предлагать инвесторам участки под любые виды строительства».