Миражи и гаражи - Московская перспектива

Миражи и гаражи

Миражи и гаражи

По словам заместителя мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, в ближайшее время вопрос об инвестконтракте c застройщиком торгово-рекреационного центра на площади Павелецкого вокзала будет вынесен на заседание ГЗК, где и примут окончательное решение. «Город не может больше ждать окончания судов, в которые оказались втянутыми акционеры девелопера, годами выясняющие отношения. Подобная ситуация нас не устраивает. У нас есть возможность изъятия земельного участка. Процедура займет минимум полгода», – заявил глава стройкомплекса. Однако источники финансирования строительства паркинга, которое планируется завершить в течение трех лет, пока не определены.

«Принято абстрактное решение о судьбе комплекса на площади Павелецкого вокзала, поэтому многие вопросы не ясны, – прокомментировал ситуацию замначальника управления архитектурного и гаражно-строительного сектора префектуры ЦАО Сергей Девятов. – Непонятно, как оно будет реализовываться: произойдет расторжение контракта с существующим инвестором или же он застроит территорию. Многое, кстати, будет зависеть и от того, как сильно придется корректировать окончательную документацию».

Идея создания ТРЦ на площади Павелецкого вокзала возникла в 2002 году. Инвестиционный проект стоимостью 370 млн долларов предполагал строительство четырехуровневого подземного комплекса общей площадью 122,4 тыс. кв. метров. В стартовом варианте команда зодчих под руководством народного архитектора РФ Юрия Гнедовского предложила разместить на двух нижних этажах паркинг на 1000 автомобилей и технические помещения, а два верхних отдать под торгово-развлекательные площадки с кинотеатром и входом в метро. Перед зданием вокзала предполагалось построить лишь два небольших стеклянных павильона, которые должны были служить входом в подземный комплекс, а между ними разбить сквер и соорудить фонтан.

В 2003 году инвестором проекта стало ОАО «Павелецкая», 30% акций которого принадлежало городу (ГУП «Городское имущество»), а 70%  – компании «Ингеоком-Инвест» (35% акций достались MosCityGroup и столько же – ИПГ «Евразия»). За следующие четыре года 100% акций консолидировали структуры группы «Евразия», подконтрольной Мухтару Аблязову. Его в 2009 году обвинили в хищении 5 млрд долларов. С тех пор предприниматель скрывается от правоохранительных органов России и Казахстана.

Строительство комплекса приостановилось. В сентябре 2010 года срок реализации инвестконтракта, зак-люченного с ОАО «Павелецкая», истек. В конце марта 2011 года Марат Хуснуллин заявил, что столичные власти будут рады приходу новых инвесторов для реализации обновленного проекта на площади Павелецкого вокзала. Спустя четыре месяца префектура ЦАО объявила новые параметры подземного комплекса. За счет сокращения на 5 тыс. кв. метров торговых площадей количество машино-мест в подземелье увеличивалось на две с лишним сотни. Было предложено сделать входные павильоны одноэтажными и благоустроить привокзальную площадь. Префект ЦАО Сергей Байдаков пообещал, что «таких наземных сооружений, как у Курского и Киевского вокзалов, на Павелецкой не будет». Город рассчитывал, что реализовывать измененный проект будет прежний инвестор – группа «Евразия». Уже тогда предполагалось, что вместо торгово-рекреационного центра на Павелецкой площади может быть построен пятиярусный подземный паркинг.

Участники рынка уверены, что инвестору, кем бы он ни был, придется серьезно потратиться на достройку комплекса. По данным экспертов, в строительство до кризиса было вложено около 90 млн долларов. РБК daily ссылается на мнение директора отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle Юлии Никуличевой, оценивающей объемы инвестиций в достройку объекта в 292 млн долларов.

Возглавляемая Сергеем Собяниным ГЗК долгострой на Павелецкой пока не рассматривала, хотя на протяжении последних лет проект много раз выносили на заседание рабочей группы, руководимой Маратом Хуснуллиным. На последнем совещании чиновники приняли решение подготовить юридическую базу по выходу из создавшейся ситуации.

КОММЕНТАРИИ:

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

– Я рад случившемуся. Во-первых, как урбанист, потому что вокзал является украшением Садового кольца и по-прежнему будет держать композицию площади. Во-вторых, я за подземную парковку! На привокзальной площади традиционно много претендентов на парковочные места. Это огромная масса автомобилистов, которая постоянно кого-то провожает или встречает. Должна существовать и зона для таксомоторов с грамотно организованной логистикой от перрона к подземной парковке, без перетаскивания пассажирами чемоданов через лестницы. В районе Павелецкого вокзала трудится огромное количество офисных служащих, которые мечтают где-то в одном и том же месте оставлять свои автомобили. И вообще – нечего портить внешний вид площади огромным скоплением легковых машин! Будет грамотно выполненный проект с правильно организованными въездами-выездами – все будет прекрасно. В противном случае лишь наживем головную боль, усугубив и без того непростую ситуации на привокзальной территории.

Дмитрий Писаренко, начальник сектора коммуникаций дирекции железнодорожных вокзалов:

– Автомобильная стоянка для Павелецкого вокзала бесспорно большой плюс. Она решает важнейшую задачу по обустройству парковочного пространства. Летом 2011 года правительство Москвы передало в управление РЖД привокзальные площади для наведения на них порядка, но с оговоркой, что никаких капитальных сооружений на этих территориях не будет. Однако земельный участок на Павелецкой площади выпал из этого списка, потому что на тот момент был заключен инвестиционный контракт на застройку территории. Новые перспективы изменят ситуацию – они внятны и важны для города.