Метрополитен и РЖД заработают на пересадках - Московская перспектива

Метрополитен и РЖД заработают на пересадках

Метрополитен и РЖД заработают на пересадках

Всего в столице планируется возвести 255 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ): 90 у метро, 95 – плоскостных, 31 – вдоль Малого кольца Московской железной дороги и еще 39 – вдоль путей РЖД. Мэр Москвы Сергей Собянин пояснил: «Местам пересадки с одного вида транспорта на другой в предыдущие годы в столице не уделялось должного внимания. Неудивительно, что они обросли ларьками, стихийными парковками, в результате людям неудобно пересаживаться с одного вида транспорта на другой». Поэтому сначала власти намерены за счет собственных средств навести порядок на пересадочных узлах. Объекты торговли будут ликвидированы, а вся логистика станет понятной пассажирам. Чиновники называют эту работу организацией плоскостных ТПУ.

На большинстве уже созданных плоскостных ТПУ в будущем появятся капитальные сооружения – мини-вокзалы. Всего в столице их планируется построить около 160. По оценке заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, сумма частных инвестиций может достичь 600 млрд рублей.

В этом году началось строительство 34 ТПУ, часть из них – около станций метро «Новокосино», «Лермонтовский проспект» – будут введены до конца 2013 года.

К работе по строительству ТПУ намерены подключиться ОАО «РЖД» и ГУП «Московский метрополитен». В конце прошлого года научно-технический совет департамента строительства утвердил требования к наполнению ТПУ: в них обязательно должны быть перехватывающие стоянки, отделение полиции, информационные службы, медпункт, комната матери и ребенка, а также коммерческая составляющая, которая способная привлечь частных инвесторов. На сдаваемых в аренду площадях могут появиться предприятия общепита, бытового обслуживания и попутная торговля.

Подземка будет выступать заказчиком работ и вместе с частными инвесторами софинансировать строительство примерно 90 ТПУ. По словам главы столичной подземки Ивана Беседина, для строительства пересадочных узлов в учреждении создано отдельное подразделение. Финансирование строительства мини-вокзалов метрополитеном – мера вынужденная. Как пояснил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов, сейчас ГУП зарабатывает 73 млрд руб. в год, из которых только около 2,5 млрд руб. составляют доходы от непрофильной деятельности: рекламы и сдачи в аренду торговых площадей. Если некоммерческие доходы останутся на прежнем уровне, метрополитен не сможет содержать растущую инфраструктуру, а дополнительное финансирование подземки за счет бюджета не предусматривается. Под растущей инфраструктурой подразумевается организация и эксплуатация перехватывающих парковок. Сейчас их в столице 15, но в ближайшем будущем это число будет неуклонно расти. В 2012 году содержание перехватывающих парковок обошлось подземке в 66 млн рублей. Поэтому в ГУПе намерены вкладывать средства в строительство ТПУ, которые со временем станут приносить прибыль от сдачи в аренду площадей.

Строить ТПУ метрополитен будет как на свои средства, так и на заемные. Максим Ликсутов уточнил, что сейчас долговой нагрузки у ГУПа нет.

В Москве для строительства каждого ТПУ будет создаваться совместное предприятие с долей метрополитена не менее 50%, рассказал господин Ликсутов. Подземка войдет в такие проекты землей и недвижимостью, а также обеспечит подключение к инфраструктуре. Остальное финансирование возьмут на себя инвесторы. Объем инвестиций в 90 ТПУ ориентировочно оценивается в 200 млрд рублей.

Еще один крупный инвестор, готовый взяться за строительство мини-вокзалов, – ОАО «РЖД». Сейчас компания сосредоточена на приведении в порядок железнодорожных вокзалов, которые, по сути, являются теми же ТПУ. После реконструкции на них появятся дополнительные коммерческие объекты. По информации вице-президента РЖД Вадима Морозова, в прошлом году уже завершились работы на Савеловском, Рижском и Павелецком вокзалах. На очереди Ленинградский вокзал, реконструкция которого уже подходит к концу. Также в этом году продолжатся работы на Казанском, Белорусском, Киевском и Ярославском вокзалах.

К тому же компания намерена участвовать в создании плоскостных ТПУ. Инвестор займется обустройством прилегающих территорий, ликвидацией несанкционированной торговли, рекламных конструкций и стихийных стоянок, а также созданием перехватывающих парковок. «Первая фаза прибыли не принесет. Это имиджевый проект. Заработать можно будет только на организации перехватывающих паркингов, но тарифы будут не выше, чем в целом по городу», – рассказал начальник сектора коммуникаций Дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрий Писаренко.

Первоначально предполагалось, что РЖД займется только теми ТПУ, которые имеют выход к железнодорожной инфраструктуре. Но властям понравилась работа компании на привокзальных площадях, и они от жесткой привязки отказались. В 2012 году дирекции уже передали несколько площадок возле станций подземки, которые никак не связаны с железной дорогой. Всего РЖД построит около 70 ТПУ.