Дорожная карта с «белыми пятнами»

Дорожная карта с «белыми пятнами»

Дорожная карта с «белыми пятнами»

В дискуссии приняли участие парламентарии и сенаторы, представители министерств, федеральных служб и общественных организаций, бизнеса и органов власти, профессионального и научного сообществ. Главной темой разговора стали «белые пятна» в законодательстве: отсутствие комплексного подхода, несоблюдение интересов всех участников процесса, неясность в системе качества и безопасности. Именно это, по мнению участников дискуссии, и тормозит строительные проекты по всей стране.

«Экспертный совет, который возглавляет Владимир Ресин, активно работает над этими проблемами», – отметил ведущий «круглого стола», глава Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских. Он попросил собравшихся высказать свое мнение о том, как усовершенствовать законопроекты по градостроительству.

«Формально все документы по «дорожной карте» выполнены, – сказал президент корпорации «Баркли» Леонид Казинец, – но в реальности особого облегчения от снятия административных барьеров предприниматели не ощущают. Помогают разве что отдельные меры, например, сокращение правительством Москвы сроков для принятия решения о строительстве складов площадью меньше 2 тыс. кв. метров. Но разве может это стать главным аргументом для транснациональных компаний в принятии решений об инвестициях в Россию?»

Замдиректора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Игорь Кардашев также считает, что в «дорожной карте» в настоящее время 1–2 пункта полезных, а все остальное – «набор деклараций», которые необходимо уточнить. Над этим сейчас работает Минэкономразвития России.

«Бизнес голосует ногами, – добавил Леонид Казинец. – Предприниматель хочет общаться с властью по минимуму, а мы зарегулировали все выше крыши. Должно быть так: открываешь интернет, выбираешь подходящую площадку, выставленную на торги, покупаешь – и завтра же можешь начинать стройку».

Большинство выступавших на «круглом столе» отметили, что пока «дорожная карта» предлагает экономить время предпринимателей не на бюрократических препятствиях, а на том, что реально важно для эксплуатации будущих зданий. В частности, на отмене экспертизы проектов. Но девелоперы считают, что лучше заплатить за госэкспертизу и получить государственную гарантию безопасности объекта.

С тем, что ликвидировать экспертизу преждевременно, согласен и президент объединения организаций экспертизы в строительстве (НОЭКС) Шота Гордезиани. «Те 45 дней, – сказал он, – что отводятся на экспертное заключение, – единственный фильтр, предотвращающий строительство объектов, которые могут нанести ущерб гражданам». По данным НОЭКС, в Москве около 45% проектной документации, предоставленной на экспертизу, возвращается для доработки. А по отдельным объектам в Московской области – до 70%. «Сократить срок выдачи технических условий и другой исходно-разрешительной документации можно на чисто бюрократических процедурах, – считает глава НОЭКС. – Москва показала, что это реально».

«Те нормы, которые мы заложили в Градостроительный кодекс, не работают», – констатировал первый зампредседателя Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум. По его мнению, причина в несбалансированности законов на разных уровнях – федеральном, региональном и местном. В результате часто жилье вырастает там, где захочется главе поселения и какое выгодно строительным компаниям. Депутат привел в пример микрорайон Красногорье в Московской области, где возвели 30 тыс. кв. метров жилья, «изуродовав красивейшую местность», но не построили ни детсада, ни школы. А Илья Пономарёв из недавно созданного фонда «Территория» подчеркнул, что «право сообщества, которое живет на данной территории, – принять проект или нет. Может быть, там вообще ничего не надо строить. Ведь если принято ошибочное градостроительное решение, то это – «родовая травма», ее потом не исправить».

По мнению бывшего главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в законодательстве и во всей системе территориального управления в регионах должны быть выделены исторические города, которые надо развивать индивидуально. «Туда инвестор должен приходить, сняв шляпу», – считает господин Кузьмин.

Собравшиеся на «круглый стол» специалисты, депутаты и чиновники сошлись во мнении, что устранять административные барьеры нужно комплексно. При этом они считают реальным плановое сокращение к 2018 году количества процедур для получения разрешения на строительство более чем в 4 раза, а времени на согласования – почти в 8 раз.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Ресин, депутат Госдумы:

– Наибольший урон градостроительной деятельности сейчас наносит отсутствие качественной документации территориального планирования, генпланов и градостроительного зонирования – правил землепользования и застройки. Сегодня Минрегион России определил жесткие сроки для создания таких документов: для Москвы и Московской области – 31 декабря 2014 года.

Кроме того, необходимо существенно упростить процедуру согласований. На то, чтобы получить разрешение на строительство, сегодня в среднем требуется 423 дня. Согласно плану мероприятий, предусмотренному «дорожной картой», этот срок к 2018 году планируется снизить до 56 дней, а число необходимых процедур – с 51 до 11.

Теги: #