«По всем запланированным объектам разворачиваем работы»

«По всем запланированным объектам разворачиваем работы»

«По всем запланированным объектам разворачиваем работы»
«По всем запланированным  объектам разворачиваем работы»
Андрей Бочкарёв о дорожных стройках, социальных проектах, культурных долгостроях и новогодних праздниках

Гостем редакции газеты «Московская перспектива» на прошлой неделе стал руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв. Он подвел итоги уходящего года, рассказал о любимых объектах, которые были сданы в этом году, а также поделился планами на новогодние праздники.

Ставка на «красную»


Какие знаковые стройки вы бы отметили в уходящем году?

– Год еще не закончился, впереди целый месяц работы, в течение которого будет введено немало различных объектов. Цикл финансирования строительства объектов начинается в январе, а заканчивается в декабре. Поэтому на последний квартал традиционно приходится большой объем ввода. Сейчас завершается строительство целого ряда объектов жилья и социальной инфраструктуры. В целом все, что мы планировали построить, мы вводим в срок.

Среди наиболее значимых объектов я бы отметил дорожные стройки. Мы запустили развязки на пересечении МКАД с Волгоградским и Мичуринским проспектами, Можайским шоссе. Открыли две эстакады на Дмитровке. В начале следующего года там закончим еще два тоннеля. Однако уже сейчас местные жители и те, кто постоянно пользуется развязкой на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД, благодарят строителей за то, что пробок стало меньше.

Также мы реконструировали путепровод над путями МКЖД на Можайском шоссе и построили недалеко от него самую протяженную в городе эстакаду длиной более двух километров. Удалось завершить работы на полгода раньше срока: вместо 18 месяцев построили всего за год. Сейчас ждем, когда коллеги реконструируют Можайское шоссе на территории Московской области, тогда эта дорога сможет еще более эффективно работать.

Открыли станцию метро «Спартак», синхронизировали срок ее ввода с запуском стадиона одноименного футбольного клуба. Все, что я перечислил, – далеко не полный перечень объектов, уже построенных в этом году.

Какие объекты среди введенных в этом году лично вам нравятся больше всего?

– В рекордно короткие сроки был завершен второй этап реконструкции Гребного канала в Крылатском. За пять месяцев реконструировали порядка 40 тыс. кв. метров различных площадей. Построили новое общежитие. Там создана хорошая тренировочная база. Например, в бассейне установлен гребной тренажер – сымитирована лодка, на которой спортсмены могут тренироваться круглый год в условиях, максимально приближенных к реальным.

На Гребном канале в этом году прошел чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ. Как спортивное сооружение оценили западные специалисты?

– Объект получил высокую оценку президента Европейской ассоциации каноэ Альберта Вудса. «Когда в 1980 году в Крылатском появился Гребной канал, то он был один из лучших в мире. Сейчас после прекрасной реконструкции Гребной канал в Крылатском – самый лучший в мире. Здесь все прекрасно: здание на финише для судей, огромный экран и быстрая-быстрая вода», – отметил господин Вудс и добавил, что прежде никогда не видел такого объекта. Несомненно, что сегодня по оснащенности он является лучшим в мире.

Также я бы отметил общеобразовательную школу в Молжанинове. В этом районе власти города были вынуждены закрыть старую деревянную школу, в результате до места учебы детям пришлось очень далеко добираться. Мэр Москвы Сергей Собянин поставил перед нами задачу построить новую школу в кратчайшие сроки. Мы приступили к работам 1 апреля 2014 года, а 29 августа ее уже сдали. По нормативам такие объекты возводятся за год.

За счет чего так быстро удалось построить сооружение?

– В первую очередь за счет самоотверженной, я бы даже сказал, героической работы строителей.

Планируется ли в этом году открыть новые станции метро в продолжение Сокольнической ветки?

– Мы совершенно точно запустим станцию «Тропарево» – на 99,9% работы там завершены. Сейчас ведется пуско-наладка. Специалисты программируют работу интеллектуальных систем. Думаю, что в ближайшие дни они завершат свою часть работы, после чего состоится пробный запуск поездов.
Что касается станций «Румянцево» и «Саларьево», то там было много вопросов, связанных с освобождением территорий, которые немного затянули строительство. Нигде в мире такие сложные инфраструктурные объекты не вводятся по минутам и часам. Главное в работе метрополитена – это безопасность. Поэтому если на отладку всех систем уйдет чуть больше времени, чем мы планируем, станции будут запущены чуть позже, но, думаю, ничего страшного в этом нет. В любом случае сроки строительства нам удалось значительно сократить.

Расскажите об объектах метрополитена, которые будут строиться в 2015 году.

– Мы собираемся приступить к строительству целого ряда станций Третьего пересадочного контура. Продолжим работы на Люблинско-Дмитровской ветке. Планируем запустить уже в следующем году участок от «Марьиной Рощи» до «Петровско-Разумовской». Это самая сложная ветка из тех, которые сейчас строятся в Москве. Работы ведутся на большой глубине и в сложных геологических условиях. В 2016 году хотим дойти до «Селигерской». Ну и будем продолжать строительство всех остальных начатых линий метрополитена: Кожуховской, Калининско-Солнцевской и других.

Недавно прошла информация, что китайские инвесторы могут отказаться от проекта строительства метро в новую Москву, как там обстоит дело?

– В настоящее время есть ряд самых разных вопросов, которые необходимо обеим сторонам проработать. На рассмотрение всех нюансов уходит время. В Москву регулярно приезжают представители китайских компаний: юристы, экономисты, строители. Они встречаются с нами для обсуждения различных аспектов проекта. Мы всего несколько месяцев назад с ними подписали меморандум. На такие сделки уходит обычно год-полтора. Это нормальная мировая практика для крупного бизнеса.

Отразится ли непростая экономическая ситуация на строительстве объектов в Москве по городскому заказу?

– Пока никаких корректировок в Адресную инвестиционную программу мы не вносим. По всем запланированным объектам разворачиваем работы.

В следующем году будем активно реконструировать развязки на пересечении МКАД с Ленинским проспектом, Профсоюзной улицей. В активную фазу вступят работы на Калужском шоссе в новой Москве от МКАД до 49-го километра. Подрядчик уже выходит на площадку.

Алабяно-Балтийский тоннель почти готов


На севере столицы работы по нескольким объектам в рамках проекта создания Северо-западной хорды были приостановлены. Какая там сейчас ситуация? Когда планируете запустить Алабяно-Балтийский тоннель?

– Действительно, работы были приостановлены по вине подрядной организации. Она попала в сложную экономическую ситуацию, нам пришлось расторгнуть с ней все контракты. Осенью этого года были проведены новые торги, определены подрядчики и работы по всем объектам возобновлены. Это касается Алабяно-Балтийского тоннеля, Большой Академической улицы и улицы Берзарина.
Алабяно-Балтийский тоннель сегодня находится в высокой степени готовности. Его достраивает компания «Мосинжпроект». В ближайшее время мы его в полном объеме запустим.

Какие работы осталось закончить на этом объекте?

– Строительная часть там выполнена на 99%. Сейчас стоит задача подготовить все необходимое для запуска объекта. Это, помимо прочего, тысячи томов различной документации. Около 200 человек сегодня занимаются этой работой.

Как ведутся работы по строительству тоннеля «винчестерного» типа на Северо-западной хорде и когда они завершатся?

– В связи с тем, что тоннель возводится в существующем створе дороги и в условиях плотной городской застройки, было принято решение о вертикальном расположении его стволов. То есть одно направление движения будет находиться над другим. В настоящее время строительство тоннеля возобновлено, а в 2016 году оно полностью завершится. Может быть, одно направление запустим раньше – уже в следующем году.

Как продвигается проект «Северо-восточная хорда»?

– Недавно было принято решение о продлении уже построенного участка в районе шоссе Энтузиастов до Щелковского шоссе. Сейчас мы проектируем еще несколько отрезков – до Открытого шоссе в северном направлении и до дороги Вешняки-Люберцы – в южном.

Принято ли решение, как пройдет хорда в районе Лосиного Острова?

– Это сложный вопрос. Рассматривалось несколько различных вариантов. Сначала тоннель хотели построить, потом эстакаду. Сейчас ищем возможность пройти в створе железной дороги. Окончательное решение примем в 2015 году.

Как идет реконструкция Рязанского проспекта?

– Основные работы там завершены. В ближайшее время благоустройством территории вблизи этой дороги будут заниматься коллеги из департамента капитального ремонта. Мы приняли решение немного сместить сроки строительства разворотной эстакады в районе Нижегородской улицы. Это связано с тем, что в этом месте строится станция метро Третьего пересадочного контура и ведется реконструкция Малого кольца МЖД. Мы рассматривали различные проектные решения для этой эстакады, но в результате пришли к выводу, что сначала необходимо выполнить определенный комплекс работ по строительству станции метро и только потом возводить развязку. В следующем году, думаю, мы ее откроем.

Какая ситуация на Щелковском шоссе?

– В связи с разными сложностями работы по реконструкции этой трассы затянулись. Перед подрядчиком поставлена задача – в мае 2015 года объект завершить.

Вы как-то говорили, что рассматриваете вариант разрыва контракта с компанией «Трансстрой», которая затянула сроки реконструкции дороги. Как сейчас обстоит дело?

– Да, мы такой вариант рассматривали. Но пришли к выводу, что целесообразнее завершить реконструкцию дороги с этим подрядчиком. Если начинать процедуру разрыва контракта, мы можем надолго уйти в суды, потеряв на этом не меньше года. Кроме того, не только по вине компании сроки строительства затянулись. Были проблемы с освобождением территории в районе Щелковского автовокзала. Сейчас все вопросы решены, работа движется.

Как долго не играла музыка


Расскажите о строительстве социальных объектов в Москве.

– Департамент строительства возводит социальные объекты за счет бюджета Москвы. Кроме того, значительный объем строят инвесторы в рамках проектов по комплексному освоению территорий. В этом году за счет средств города мы планируем ввести порядка 20 детских садов, 7 новых школ, 5 блоков начальных классов, 5 объектов здравоохранения.

Хочу отметить, что новые объекты здравоохранения, которые мы строим, оснащаются самым современным оборудованием. Например, на новых станциях скорой помощи сегодня есть возможность в экстренных случаях провести очень сложные операции, которые выполняются только в крупных больницах. Я знаю несколько случаев, когда в рамках оказания первой медицинской помощи людям успешно проводили операции на сердце.

В этом году было введено несколько «культурных долгостроев». Расскажите, почему на строительство музыкальных школ и театров уходит так много времени?

– Как вы знаете, 2014-й был объявлен Годом культуры. Так совпало, что в 2014-м мы вводим сразу несколько знаковых объектов. Уже открыта музыкальная школа имени Стравинского в Митине. Завершилась реконструкция школы имени Танеева в Чистом переулке, но здесь были сложности. Здание является памятником архитектуры, и когда приступили к работам, поняли, что необходимо пройти ряд процедур, которые занимают времени гораздо больше, чем само строительство.

Также мы сдали три из четырех корпусов школы имени Гнесиных, сейчас там идут занятия. Для ее оснащения было закуплено 50 самых современных роялей фирмы Steinway. Этот завод, который является одним из лучших в мире, никогда еще не поставлял такого количества музыкальных инструментов в одно учреждение.

Как обстоит дело с другими объектами, например, с театрами «Геликон-опера» и «Табакеркой»?

– «Табакерку» мы введем в 2015 году. Сейчас закупается оборудование. Вместе с Олегом Павловичем Табаковым мы тщательно выбирали звуковое оборудование, механизмы сцены. Руководитель театра неоднократно подчеркивал, что для него не стоит задачи как можно быстрее завершить строительство. Все должно быть продуманно, эксплуатация должна быть удобной.

На Большой Никитской улице, где строится здание театра «Геликон-опера», ситуация сложилась следующая. Мы приступили к работам около 10 лет назад. В ходе работ выяснилось, что здание является памятником архитектуры, поэтому действует особый режим выполнения работ. Также уточнялись все объемы реставрации. Здесь много уникальных архитектурных элементов, которые необходимо «перебирать» вручную. Поэтому мы приняли решение перепроектировать этот объект. На это ушло около двух лет. Сейчас полным ходом идут работы, до конца весны постараемся их завершить.

Еще недавно в Москве было немало долгостроев по городскому заказу. Строительные компании выигрывали торги, но потом были не в состоянии завершить работы и бросали объект. Сейчас много таких случаев?

– Таких случаев стало гораздо меньше. Мы создали специальное казенное учреждение, которое имеет право размещать заказы по Федеральному закону № 223, а не по 94-му, как это было раньше.
В 223-ФЗ вопрос стоимости работ не является определяющим для признания заявки победителем торгов. В этом плане закон более жесткий, чем 94-й, в котором кто ниже предложил цену, тот и победил. Некоторые компании давали снижение на торгах на 60%. За такие деньги невозможно возвести объект. Подрядчики, заключив государственный контракт, очень быстро это понимали и бросали стройку. Нам приходилось обращаться в суды, тратить большое количество времени на разбирательства. А по закону мы не могли объявлять торги на поиск нового подрядчика до тех пор, пока не разорвем старый контракт. Сейчас такой проблемы, к счастью, больше нет.

Принято ли решение по ледовому дворцу «Мегаспорт» на Ходынке, будет ли он реконструирован?

– Решение об объемах работ будет принято в течение нескольких недель. Речь не идет о реконструкции этого объекта. Планируется его переоснащение в соответствии с новыми нормами, установленными для проведения чемпионата мира по хоккею. Это касается систем связи, информирования и так далее. С момента постройки дворца прошло уже 7 лет, за это время многое поменялось.

Люди особой формации



Несколько лет назад на строительстве метрополитена в Москве появилось несколько новых подрядчиков – это совместные предприятия Мосинжпроекта с зарубежными компаниями. Довольны ли вы их работой?

– Да, вполне. Они участвуют в строительстве Калининско-Солнцевской ветки. Наверное, самостоятельно им было бы сложно развернуть работы, поэтому было принято решение создать совместные предприятия с Мосинжпроектом.

Для выполнения таких масштабных планов у вас достаточно кадровых ресурсов?

– Кадровая проблема действительно существует. Последние 25 лет в стране не строилось такого количества объектов, как в последние годы. Поэтому еще недавно не нужно было так много строителей. В этой связи ряд профильных учебных заведений был закрыт или перепрофилирован.

Но ведь в Москве много всего строили в эти годы, разве не так?

– Да, в Москве, конечно, строилось больше, чем в других регионах. Но, например, такого количества транспортных объектов, как сейчас, не строилось никогда. А если сравнивать с советским периодом, темпы также уступали.

Достаточно сейчас посмотреть на карту Москвы, чтобы понять, каких размеров достигла столица. Например, когда строилось главное здание МГУ (было открыто в 1953 году), вокруг него была самая обычная деревня: деревянные домики, грядки, животные. Сейчас это центр Москвы с плотной застройкой.
Продолжая разговор про кадры, хочу сказать, что строители – это люди особой формации. Им приходится постоянно менять объекты, часто переезжать в другие города или даже страны. При этом условия труда зачастую тяжелые: ветер, дождь, жара, холод. Но, невзирая на погодные условия, сроки сдачи объектов никто не отменяет. Когда я поступал в Тюменский инженерно-строительный институт, со мной на факультете «Промышленное и гражданское строительство» было 300 человек, а окончили только 70. По профессии сейчас работают только двое. Остальные попробовали и ушли из отрасли. Поэтому, помимо всего прочего, не каждый готов быть строителем.

Хочется выспаться


Какие планы у вас на Новый год?

– Особых планов у меня нет. Буду в Москве, никуда не поеду. Больше всего хочется выспаться и отдохнуть, так как 2014 строительный год выдался непростым, накопилось много усталости.

2 января у вас день рождения, как вы его обычно отмечаете, учитывая близость к новогодним праздникам?

– 2 января я его уже давно не отмечаю. В юности были попытки, конечно, приглашал друзей. Они приходили, но ни есть, ни пить, ни танцевать уже никто не хотел. Поэтому если и отмечаю, то чуть позже, числа 5–6-го. Да и я не делаю из этого особого праздника. В следующем году 3 января утром мы уже выходим на работу, проводим штаб со строителями.

Теги: #