Дублер Кутузовского не вынес троих

Дублер Кутузовского не вынес троих

Дублер Кутузовского не вынес троих
Дублер Кутузовского  не вынес троих
Единственный претендент на строительство платной дороги – Новая концессионная компания

Строительством северного дублера Кутузовского проспекта в Москве, по всей видимости, займется ОАО «Новая концессионная компания» (НКК), принадлежащая структурам УК «Лидер». Из трех претендентов, допущенных к участию в тендере, только НКК подала конкурсное предложение, тогда как остальные участники проигнорировали установленные городом сроки. В Тендерном комитете уже объявили, что наличие только одного претендента не помешает мэрии подписать контракт: строительство дороги стоимостью 40 млрд руб. должно начаться в 2015 году.

Тендер на строительство северного дублера Кутузовского проспекта, который должен соединить МКАД с ММДЦ «Москва-Сити», столичные власти объявили в марте 2014 года. Общая инвестиционная стоимость новой дороги составляет около 40 млрд руб. Из них не менее 15% концессионер должен вложить из собственных средств (остальное – долгосрочное банковское финансирование). Правительство Москвы выкупит и освободит земельные участки, а затем передаст их концессионеру в аренду. Расходы на подготовку территории и перенос инженерных коммуникаций предполагается разделить между городом и инвестором.

А все расходы, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией объекта, должен будет взять на себя концессионер. Согласно условиям тендера, сумма чистых активов компании, которая получит право на концессию, должна быть не менее 3 млрд руб., кроме того, необходим опыт реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Общий срок концессии – 40 лет, строительство должно занять от 5 до 7 лет. На участие в конкурсе было подано три заявки – от ОАО «Новая концессионная компания» (100% НКК принадлежит ООО «Новое качество дорог», подконтрольной ОАО «Главная дорога», которую создал УК «Лидер»), ООО «Дорлайн» (100% принадлежит ООО «Центр развития инноваций», дочерней структуре холдинга «ВТБ Капитал») и ООО «Медиа гарант» (контролируется офшором Газпромбанка).

Столичные власти планировали выбрать победителя еще в октябре, но не сделали этого: чтобы выиграть время, конкурс был продлен на месяц по формальным основаниям. «Правительство Москвы приняло решение опубликовать обновленную конкурсную документацию и проект концессионного соглашения о строительстве северного дублера Кутузовского проспекта. Это не является обязательным, однако город решил заранее ознакомить инвесторов с основными условиями будущего соглашения, чтобы предоставить им время и возможность подготовить взвешенные предложения», – сообщила пресс-служба департамента экономической политики и развития. Там же уточнили, что критериями определения победителя будут являться размер концессионной платы, доля концессионера в расходах на подготовительные работы, а также обязательства, принимаемые на себя концессионером в случаях недополучения запланированных доходов от использования автомобильной дороги и возникновения дополнительных трат при ее создании. В новой редакции конкурсной документации было также увеличено стартовое значение концессионной платы. Минимальная сумма, которую должен получить бюджет столицы при заключении соглашения, составила 69,6 млн руб.

Уже на этом этапе эксперты характеризовали условия конкурса как жесткие и выражали сомнение в его успешном завершении. В частности, по мнению предправления Центра развития ГЧП Павла Селезнева, город предложил участникам слабо реализуемую в современных условиях финансовую модель: «Финансовая модель сырая, она не предполагает капитального гранта или каких-либо субсидий от государства. А с учетом ситуации на финансовом рынке и стоимости денег реализовывать инфраструктурные проекты в дорожной отрасли без государственного софинансирования невозможно».

В результате из трех компаний только одна согласилась с условиями конкурса и в установленные сроки представила ценовое предложение. Тогда как две другие – ООО «Дорлайн» и ООО «Медиа гарант» – проигнорировали дедлайн. Как сообщила пресс-служба Тендерного комитета, размер концессионной платы, предложенный НКК, практически совпадает с пороговым значением и составляет 70 млн руб. Кроме того, компания согласилась оплатить 50% подготовительных работ, связанных с освобождением и выкупом участков, которые предварительно оцениваются в 60 млрд руб. «В качестве подрядчиков участник конкурса планирует привлечь СГК «Автострада», ООО «Промэнерго», ИФСК «АРКС». О своем намерении стать операторами эксплуатации дороги в случае победы в конкурсе заявили ООО «Новое качество дорог» и ОАО «Главная дорога». Финансирующей организацией выступит ЗАО «Инвестиционная компания Лидер», – говорится в сообщении пресс-службы Тендерного комитета. Другие детали предложения НКК пока не уточняются.

По словам представителя Тендерного комитета, наличие только одного претендента не повлияет на подведение итогов: до 5 декабря городская комиссия должна принять решение, соответствует ли поданная заявка критериям конкурса. Если нарушений выявлено не будет, то мэрия подпишет контракт с НКК до 31 января 2015 года. Отметим, что структура Лидера изначально считалась одним из главных претендентов на победу в конкурсе, что вполне логично и естественно. «Лидер участвовал в строительстве платной дороги, соединяющей МКАД с федеральной трассой М1 «Беларусь» (Москва – Минск), а северный дублер Кутузовского – продолжение этой дороги», – напоминают эксперты.

В мэрии ожидают, что строительство дублера начнется в 2015 году, работы необходимо завершить до 2020 года, однако чиновники считают, что четырех лет будет вполне достаточно. Протяженность магистрали составит около 11 км, она должна состоять не менее чем из четырех полос. Заммэра Москвы Марат Хуснуллин заявлял, что при строительстве дублера будет учтен опыт Ниццы, где в прибрежной зоне расположена длинная платная дорога, которая полностью интегрирована в городскую транспортную сеть: «Французский опыт будет нам полезен». Дорога станет продолжением платной трассы в обход Одинцова и пройдет от Молодогвардейской транспортной развязки до «Москва-Сити» вдоль Смоленского направления железной дороги. Расчетный трафик движения на северном дублере составит 30–40 тыс. автомобилей в сутки. Они будут двигаться со скоростью 100 км/ч. Появление северного дублера Кутузовского проспекта, по оценкам экспертов, сократит перепробег всего автомобильного транспорта Москвы на 50 млн машино-километров в год, протяженность перегруженных участков основной трассы уменьшится на четверть, а время в пути – на 30 процентов.

Тарифы на проезд по будущей магистрали еще не определены. Они будут устанавливаться концессионером и согласовываться с московским правительством. «Плата будет выше, чем в Московской области, но не должна превышать стоимости проезда на прилегающих дорогах более чем в 2,5 раза, – считает руководитель проектного офиса «Юридическое сопровождение соглашений государственно-частного партнерства» Городского агентства управления инвестициями Артем Барашев. – Также цена будет дифференцироваться в зависимости от вида транспорта. Взимать плату за проезд планируется способом, не требующим остановки машин возле специальных пунктов, чтобы не создавать помех движению. Сейчас со стороны города разрабатываются решения, как это можно осуществить». Окупить инвестиции концессионер рассчитывает за 15 лет. Это возможно при среднем тарифе 220–230 руб., подсчитали эксперты. По условиям концессии северный дублер Кутузовского проспекта останется в пользовании инвестора до 2055 года.

Теги: #