Город от ума

Город от ума

Город от ума

На выставочных стендах отечественные и зарубежные компании представили свои последние разработки в сфере интеллектуальной транспортной системы, тоннелестроении и благоустройстве города. По словам устроителей мероприятия, эти технологии пусть и недалекого, но будущего.

Одним из первых глава строительного ведомства посетил стенд известной компании Swarco, которая, по словам ее представителей, работает над созданием в столице Интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в качестве субподрядчика: поставляет комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

– Сколько их уже в Москве установлено? – поинтересовался Андрей Бочкарёв у представителей компании.

– Около 600, созданная система покрывает почти все основные магистрали.

– Реально ли при помощи этих камер отследить основные транспортные потоки, чтобы понимать, куда москвичи едут, какие маршруты наиболее популярны?

– Конечно, наши комплексы позволяют это делать, но такой задачи пока перед нами не ставили, – посетовали представители Swarco.

На выставке свою работу представили и строительные компании, которые участвуют в работе по модернизации транспортной сети города. ИТС им тоже оказались не чуждыми. Андрей Бочкарёв посетил стенд ООО «НПО Космос», который представил свой главный проект – Северо-западную хорду. Часть ее – Алабяно-Балтийский тоннель – является ярким примером применения интеллектуальных технологий в строительстве. За ходом работ на почти 40-метровой глубине под действующими транспортными тоннелями и тоннелем метрополитена следят десятки датчиков, которые выводят на мониторы в центре управления проходкой информацию о состоянии всех расположенных поблизости инженерных сооружений. Эти датчики, рассказал президент компании Андрей Черников, способны фиксировать отклонения на десятые доли миллиметра.

Свой стенд на выставке представил также генеральный проектировщик и заказчик строек метрополитена – ОАО «Мосинжпроект». В общении с Константином Матвеевым – главой компании – Андрей Бочкарёв предложил подумать над тем, чтобы создать интеллектуальную систему, которая позволит в режиме реального времени следить за работой всех щитов, копающих перегонные тоннели для метро. По задумке Андрея Бочкарёва, это должно быть выполнено в виде приложения для мобильного телефона, с помощью которого можно получить информацию о том, как работает каждый тоннелепроходческий комплекс (ТПК), какова скорость его проходки. В случае какого-либо ЧП или нештатной ситуации такая интеллектуальная система должна информировать, моментально отправляя СМС-сообщение. Чиновник попросил господина Матвеева подумать над тем, как можно реализовать эту идею.

Между тем корреспондент «Московской перспективы» поинтересовался у экспонентов, сложно ли осуществить такую задумку главы строительного ведомства. Оказалось, что это вполне реально.

– Все щиты оснащены спутниковой навигационной системой, – говорит представитель компании – производителя ТПК, – при помощи которой сверяются координаты щита и координируется направление его движения, поэтому осталось только создать саму программу.

Куда сложнее представителям компании Herrenknecht AG, которая поставляет на стройки города свои ТПК, она будет реализовать другую идею Андрея Бочкарёва. На стенде производителя чиновник попросил ручку и бумагу и нарисовал две совмещенные окружности. «Это два тоннеля в разрезе», – прокомментировал господин Бочкарёв и спросил, реально ли изготовить такой щит, который может одновременно копать два тоннеля. Если бы такая машина была, то скорость проходки метро выросла бы вдвое. Конструкторы задумались. «Мне кажется, особых проблем с тем, чтобы соединить два щита, нет, – продолжил свою мысль глава строительного департамента, – но много вопросов возникает с тем, как вести все остальные работы в этом тоннеле». Чиновник попросил производителей подумать над тем, как реализовать его идею, и представить наработки в департамент.

После посещения выставки Андрей Бочкарёв поделился своими впечатлениями от увиденного: «Встретились компании, с которыми мы уже активно работаем. Чего-то прорывного или сверхнового мы здесь не увидели, но такая выставка важна с точки зрения того, чтобы участники строительного процесса познакомились между собой и наладили хорошее взаимодействие».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Кривцов, руководитель сектора транспортных прогнозов ЗАО «НИПИ ТРТИ»:

– Чтобы оценить эффективность внедрения ИТС, мы провели небольшое исследование на примере системы контроля нарушений проезда регулируемого перекрестка. Оценивали на двух типовых перекрестках – четырехстороннем (крестообразном) и трехстороннем (Т-образном). Моделирование проводилось для нескольких видов нарушений: проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на перекресток, за которым образовался затор. Также была смоделирована ситуация с дорожно-транспортным происшествием, которое произошло в результате выезда на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Проведенные расчеты показали, что проезд на запрещающий сигнал светофора увеличивает среднее время задержки других участников движения при проезде перекрестка на 8–20%. Время каждой остановки одного автомобиля увеличивается в среднем на 17 секунд, а для всего потока автомобилей, прошедших через перекресток, вырастает до 19 часов! Если же на перекрестке происходит ДТП, то эти показатели растут в разы. Это показатели лишь на одном перекрестке. Какие же они будут в масштабах города или хотя бы района?

Екатерина Кузьмина, заместитель генерального директора ООО «Сварко Трэйд энд Сервис»:

– В Казани в преддверии XXVII Всемирной летней универсиады, которая пройдет с 6 по 17 июля 2013 года, а также принимая во внимание растущие транспортные потребности, было принято решение о создании комплексной автоматизированной системы управления движением с учетом модернизации всей дорожно-транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день в городе в эксплуатацию запущено 40 «умных» светофорных объектов, а к моменту открытия Универсиады их количество должно увеличиться до 100 единиц. Кроме того, будут установлены более 20 светодиодных табло для информирования участников движения о текущей дорожно-транспортной ситуации.

Игорь Мацур, генеральный директор ООО «ВЗГЛЯД», доцент кафедры радиоэлектроники ТулГУ:

– В результате использования выделенных полос скорость движения общественного транспорта в Москве увеличилась в среднем на 20–30%. Но вместе с тем плотность потока транспортных средств на сузившихся трассах серьезно выросла из-за снижения пропускной способности улично-дорожной сети (УДС). Отсутствие эффективных технических и правовых решений по управлению выделенной полосой и ограниченным ею парковочным пространством не позволяет в полной мере использовать потенциальную пропускную способность УДС. В этой связи предлагается использовать выделенные полосы и ограниченное ими парковочное пространство на платной основе. Технически это можно осуществить при помощи RFID-технологий. Общественный и специальный транспорт предлагается снабдить электронными государственными регистрационными номерными знаками. Остальной транспорт оснащается электронными номерами в добровольном порядке на коммерческой основе. При этом проезд по выделенной полосе для общественного и спецтранспорта будет бесплатным, а остальные автомобили, оснащенные электронными номерами, смогут пользоваться полосой на платной основе. Регистрация транспорта, контроль доступа и оплата проезда будут производиться в автоматическом режиме.

Теги: #