Шум заставят замолчать - Московская перспектива

Шум заставят замолчать

Шум заставят замолчать

Анализ обращений жителей Москвы по экологическим вопросам в департамент природопользования и охраны окружающей среды показывает, что шум входит в тройку главных проблем в части загрязнения окружающей среды. По экспертным оценкам, более 70% столичных территорий находятся в зоне повышенного шумового воздействия. В минувшем году в департамент природопользования и охраны окружающей среды поступило 258 жалоб на «сверхнормативное шумовое воздействие различных источников». Результаты экологических исследований подтвердили обоснованность большинства обращений.

Опыт работы ГПБУ «Мосэкомониторинг» в части жалоб горожан на шум от различных источников показывает, что чаще всего они имеют периодический характер. Примером может служить работа строительной техники и оборудования промышленных предприятий, пролеты самолетов. В подобных случаях сложно зафиксировать факты нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Стремясь решить данную проблему, департамент природопользования принял решение о создании системы автоматического мониторинга уровней шума, основу которой составят четыре передвижные станции.

Первая отечественная мобильная станция «расширенной комплектации» должна быть оборудована до 20 декабря этого года. По результатам открытого аукциона ее цена составила 3,5 млн рублей. Станция будет построена на базе автомобильного прицепа и сможет в непрерывном круглосуточном режиме проводить автоматическое измерение уровня шума, вести звукозапись, а также фото- и видеосъемку территорий. Станцию оборудуют всепогодными инфракрасными камерами с ИК-подсветкой для работы в ночное время и возможностью автоматического поворота в диапазоне от 0 до 360 градусов по команде видеорегистратора. Видеорегистрация вместе со звукозаписью подтвердят тот факт, что превышения уровня шума были вызваны объектом, за которым ведется наблюдение, а не голосами прохожих, лаем собак, сигналами автомашин и т.п. Запись звука впоследствии можно будет прослушать. В зависимости от особенностей контролируемого источника шума, а также специфики территории, на которой предлагается производить мониторинг, мобильные станции планируют припарковывать на них от 10 суток до 2–3 месяцев.

Комплекс создаст архив информации, собранной во время работы. В режиме реального времени она также будет транслироваться в информа-ционно-аналитический центр ГПУ «Мосэкомониторинг». Адреса размещения передвижных автостанций будут выбираться на основе анализа результатов мониторинга шума, проводимого по обращениям органов власти и жителей города, и согласовываться с префектурами. «Уникальная система контроля шумов позволит не только определить их уровень, а также направление распространения и даже тип летательного аппарата, если это воздушный транспорт», – сказал заместитель руководителя Мосэкомониторинга Евгений Никитич.

В столичном департаменте природопользования с сожалением отметили, что в российском законодательстве «за превышающий нормы уровень шума предусмотрена чаще всего административная ответственность. Создание же эффективной системы, обеспеченной широкими данными контроля, позволит принимать против нарушителей более жесткие меры».

Кстати, действующее на сегодняшний день постановление Мосгордумы № 186 не требует получения разрешений на строительные работы по ночам. При этом дорожники и метростроевцы работают на объектах зачастую в три смены, да и заливку бетонных перекрытий на возводимых жилых и промышленных объектах нельзя прерывать на ночь. «Шумят бетононасосы и подъезжающие машины. Однако жители не должны испытывать беспокойства от шума, – говорит заместитель председателя Мосгорстройнадзора Анатолий Кравчук. – К тому же уровень шума, создаваемый стройкой, измерить весьма сложно. Чтобы это сделать, необходимо установить приборы, затем остановить строительство, зафиксировать шумы, вновь запустить стройку, опять зафиксировать и вычислить разность. Усложняет исследования и тот факт, что на стройплощадке, в жилых и офисных помещениях разные нормативы шумопревышения». При этом господин Кравчук отмечает, что на ночной шум от строек жалуются сегодня менее чем в 10% всех обращений в Мосгорстройнадзор.

Директор юридического департамента Penny Lane Realty Сергей Поправка имеет несколько иной взгляд на суть проблемы. В интервью М24.RU он отмечает: «Не сказал бы, что проблема шума рядом со стройками сегодня в Москве стоит очень остро, а установленные нормы нарушаются часто. Все-таки политика властей в отношении строителей сейчас не самая мягкая. Уверен, что угроза остаться без права работать ночью заставит их еще более ответственно относиться к соблюдению норм. В то же время запрет на ночные работы может привести к существенным задержкам в сроках сдачи объекта, а значит, подобная угроза заставит строителей работать тише».

ИСТОЧНИКИ ШУМА

Согласно данным ГПБУ «Мосэкомониторинг», основными источниками шума на территории столицы являются:

автотранспортные потоки улично дорожной сети города;

железнодорожный транспорт и наземные участки линий метро;

авиатранспорт аэропортов Московского авиаузла;

строительная техника (особенно в случае ведения работ в ночное время);

промышленные предприятия;

инженерное оборудование зданий, сооружений;

шумы «бытового происхождения».

КСТАТИ

По данным департамента природопользования, в 2012 году по фактам выявленных нарушений правил ведения строительных работ в ночное время, повлекшим повышение уровня шума, наложены штрафы на сумму 2,7 млн рублей. Объединением административно-технических инспекций (ОАТИ) выдано 21 предписание на приостановку строительных работ в ночное время. По 28 фактам, повлекшим превышения нормативов допустимого уровня шума ночью, применены меры административного воздействия. В трех случаях строительные работы были немедленно приостановлены.