Бюджет под расчет - Московская перспектива

Бюджет под расчет

Бюджет под расчет
Бюджет под расчет
Власти обещают выполнить все социальные программы

Правительство Москвы утвердило параметры городского бюджета на 2015 год в объеме 1,486 трлн руб. Из-за спада в экономике столицу ждут непростые времена, тем не менее, по словам Сергея Собянина, властям удалось сохранить социальную направленность расходов и предусмотреть ресурсы для развития города. Новым источником пополнения доходной части бюджета станет обновленный налог на имущество. В связи с переходом на налогообложение по кадастровой стоимости поступления по этой статье, даже с учетом льгот, существенно увеличатся.

Столичные власти выполнили обещание внести проект бюджета на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов в Мосгордуму к 15 октября. По версии чиновников, в 2015 году доходы Москвы составят 1,486 трлн руб., в 2016-м – 1,537 трлн руб., в 2017-м – 1,605 трлн руб. Расходы запланированы в объеме 1,633 трлн руб. – в 2015 году, 1,664 трлн руб. – в 2016-м и 1,718 трлн руб. – в 2017-м. Обсуждение документа не вызвало бурных дискуссий на заседании правительства, поскольку все параметры были согласованы ведомствами заранее. Теперь чиновники ожидают не менее слаженной работы от депутатов: проект бюджета – это первый серьезный документ (несколько сотен страниц), который предстоит утвердить новому составу парламента. «Проблем с прохождением документа быть не должно. Бюджет получился социально ориентированным. Это позволит выполнить те обещания, которые депутаты давали жителям в ходе избирательной кампании», – уверяют в горадминистрации.

По словам Сергея Собянина, более 970 млрд руб. в будущем году направят на ключевые социальные программы: соцзащиту населения, здравоохранение, образование, культуру и спорт. В целом ассигнования на социальную поддержку граждан составят 53% от расходной части бюджета. Власти гарантируют жителям выполнение всех социальных обязательств. Только на выплату пособий и компенсаций в предстоящие три года будет направлено более 500 млрд руб. Льготы по оплате коммунальных услуг и услуг связи, проезда на транспорте, а также обеспечение отдельных категорий граждан товарами и услугами первой необходимости «потянут» еще на 33 млрд в расчете на три года.

Другая важная статья бюджета – развитие города. Несмотря на трудную экономическую ситуацию и ограниченность ресурсов, на финансирование Адресной инвестиционной программы планируется направлять 23% общего объема расходов ежегодно. В 2015 году это 373,6 млрд руб., которые пойдут на строительство транспортных объектов, социальной инфраструктуры, а также жилья и инженерных коммуникаций.

Кроме того, власти продолжат заниматься благоустройством города, поддержанием стареющего жилого фонда, созданием зеленых зон и общественных пространств. В 2015 году начнется реализация нового общегородского проекта «Моя улица». В 2015 году на эту программу планируется израсходовать 37 млрд руб., в 2016–2017 годах – по 32 млрд.

По словам главы департамента финансов Елены Зяббаровой, структура доходов городского бюджета пока существенным образом не изменилась: 90% поступлений по-прежнему обеспечивают федеральные и местные налоги. В частности, в 2015 году ожидается поступление 1,337 трлн руб. налогов, в 2016-м – 1,387 трлн руб. и в 2017-м – 1, 453 трлн руб. Однако внутри налоговой части наметились серьезные изменения. До 2013 года опорным для городской казны был налог на прибыль, но сейчас его доля снизилась до 35%. Наибольший удельный вес в настоящий момент имеет налог на доходы физических лиц: с 2015 года он, по словам госпожи Зяббаровой, будет формировать более 50% бюджетных поступлений.

Такая структура доходов в условиях экономического спада несет в себе значительные риски. Прибыль предприятий снижается, а вместе с ней падают и налоговые отчисления предприятий в пользу города. «Прогноз поступлений по 2015 году в ходе подготовки финансового плана пришлось несколько раз корректировать», – признают в горадминистрации. Зарплаты пока растут, но не так быстро, как рассчитывали чиновники. «Кроме того, мы не ожидаем, что в полном объеме будут реализованы бонусные выплаты сотрудникам крупнейших корпораций. Также нас тревожит усиление налогообложения Фонда оплаты труда, а это дополнительные риски», – отмечает глава департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников.

Доля местных налогов в структуре городского бюджета пока составляет около 10%. При формировании доходной части столичные власти учли ряд федеральных новаций, в частности, по акцизам на нефтепродукты. Ставки с 2015 года будут снижены в среднем на 40%, но при этом регионы получили возможность весь налог оставлять себе (ранее он делился в пропорции: 72% – местным властям, а остальное – федеральным). Серьезным подспорьем для городского бюджета может стать и модернизированный налог на имущество.

В частности, для объектов кадастровой стоимостью до 10 млн руб. налоговую ставку предлагается установить в минимально возможном размере – 0,1%, для квартир стоимостью от 10 до 20 млн руб. – 0,15%, от 20 до 50 млн руб. – 0,2%, более 50 млн – 0,3%. По оценкам господина Решетникова, подавляющее большинство москвичей (77%) станут платить по базовой ставке. Это в 6–7 раз больше, чем при действующем порядке налогообложения исходя из инвентаризационной стоимости. Коэффициент 0,15% будет применяться к 20% собственникам, а максимальные ставки затронут только 3% владельцев недвижимости.

Новый порядок, по словам Максима Решетникова, может быть введен с 1 января 2015 года, а первые выплаты по новой системе придутся на второе полугодие 2016 года. Поскольку окончательно новая система вступит в силу только через пять лет, власти пока не ожидают большой выгоды для бюджета. В следующем году поступления по налогу на имущество, согласно расчетам ДЭПРа, вырастут максимум на 4 млрд руб. Но в перспективе, по мере завершения переходного периода, собираемость может увеличиться на 30–40 млрд руб.

Неналоговые доходы в 2015 году прогнозируются в объеме 149 млрд руб. (в 2016-м – 150 млрд руб., в 2017-м – 153 млрд руб.), и здесь тоже есть определенные новшества. Правительство Москвы предлагает дифференцировать стоимость патентов на сдачу в аренду квартир в зависимости от их удаления от центра города. Для ЦАО к базовой стоимости разрешения планируется применять коэффициент 1,5, к Зеленограду и ТиНАО – 0,7%. Кроме того, стоимость патента будет зависеть от площади недвижимости, сдаваемой внаем. Чиновники не скрывают, что вынуждены искать все новые источники пополнения доходной части бюджета, но обещают не нарушать принцип социальной справедливости.

Открытая лаборатория знаний
18 Мая 202114:49
Открытая лаборатория знаний

За последние десятилетия структура и функции городов значительно усложнились, в то время как методы управления функционированием зачастую остаются неизменными, из-за чего сложившиеся ранее системы управления городским хозяйством перестают справляться с технологическими, экономическими и социальными барьерами. Все это требует включения в процесс разработок и принятия решений, направленных на социально-экономическое развитие города, и представителей различных организаций и сообществ. На минувшей неделе состоялось подписание договора о сотрудничестве между Российским университетом дружбы народов (РУДН) и фондом «Московский центр урбанистики «Город» о реализации совместных проектов и работе Лаборатории городских исследований. Это позволит студентам университета приобрести новые компетенции в управлении городом и участвовать в проектах Министерства строительства. На мероприятии также объявили о подготовке к подписанию соглашения с Общероссийской организацией «Городские реновации»