Культурный полуостров - Московская перспектива

Культурный полуостров

Культурный полуостров
Культурный полуостров
Девелоперы раскрыли планы по застройке территории ЗИЛа

Реорганизацию крупнейшей промзоны Москвы – территории ЗИЛа по праву можно назвать самым масштабным и амбициозным градостроительным проектом городских властей. Концепция регенерации этого участка, разработанная НИиПИ Генплана Москвы совместно с архбюро «Проект Меганом» и получившая название «Полуостров ЗИЛ», два года назад была утверждена мэром столицы Сергеем Собяниным. О том, как будет выглядеть новый городской район, который построят на месте завода, архитекторы и застройщики подробно рассказали в ходе презентации, состоявшейся на прошлой неделе в рамках 1-го Московского международного форума «Культура. Взгляд в будущее».

«Само по себе развитие промзон – это не просто застройка новых территорий в городе, это глобальная, системная задача», – подчеркнул главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и напомнил, что в прежние годы промышленные территории занимали до трети площади столицы, там работали до 5 млн человек. «Каркас промзон практически полностью совпадал с каркасом приложения труда в городе.

Сегодня способ производства и устройства общества настолько сильно изменился, что рабочие места переместились в другие районы», – отметил чиновник. По его словам, сейчас многие территории бывших предприятий превратились в криминализированные, депрессивные участки, которые необходимо превратить в «удобные, используемые, вовлеченные в оборот» городские районы.

Территорию ЗИЛа, занимающую в общей сложности около 400 га, планируется осваивать постепенно. Первым станет участок площадью 65 га, который будет застраивать «Группа ЛСР». Здесь появится новый городской район с жилой и коммерческой недвижимостью, социальными объектами, парками и развитой транспортной инфраструктурой. По словам Сергея Кузнецова, несмотря на то что эта часть города находится за пределами Третьего транспортного кольца, она будет обладать «признаками центра».

Одним из основных драйверов формирования среды центра города, по мнению главного архитектора, является наличие культурных объектов. В новом районе в них недостатка не будет – здесь планируется возвести концертный зал-трансформер, рассчитанный на 3 тыс. зрителей, суперсовременный интерактивный музей науки и техники, концертный зал на 2,5 тыс. человек, академический и кукольный театры. Как рассказал автор проекта архитектор Юрий Григорян, сценические площадки разместятся на центральном бульваре, сравнимом по длине с Новым Арбатом. Здесь же будет сосредоточена основная часть коммерческой застройки.

Помимо высокой концентрации культурных объектов один из признаков привлекательного для жизни центра города – невысокая этажность зданий, напомнил управляющий директор «Группы ЛСР» Иван Романов. По его словам, проектировщики намеренно снизили этажность зданий с разрешенных семнадцати до девяти этажей. «Все хотят жить в центре. А центр – это невысокая этажность, насыщенность интересными местами, объектами культуры и комфорт, который невозможно повторить в высотной застройке. Мы планировали улицы и кварталы так, чтобы создавалось впечатление жизни в центре. Не сделать «новые Черемушки» – это первый лозунг и первая наша цель, которую мы перед собой поставили», – рассказал господин Романов.

По его словам, благодаря масштабу территории стало возможным «не ограничиваться только жилой застройкой, а сформировать новый район, по-настоящему мультифункциональный, и сделать его событием на архитектурном, строительном рынке Москвы». Юрий Григорян высказал мнение, что широкое разнообразие будущей застройки промзоны во многом является заслугой Москомархитектуры: «Все бы хотели построить там только жилье, но по новым правилам в проект было заложено 260 тыс. кв. метров «не жилья».

В итоге баланс застройки нового района действительно заставляет поверить в то, что он сможет стать примером «города, удобного для жизни». Около 40% территории отдадут под благоустройство. На «Полуострове ЗИЛ» появится новый парк площадью 15 га, по набережной Москвы-реки пройдет зеленая полоса шириной 40 метров, которая будет сливаться с парком и образовывать единое зеленое пространство. На центральном бульваре организуют пешеходные зоны, перед всеми важными объектами построят пешеходные площади.

Жилье займет лишь 35% территории, еще 14 отдадут под улично-дорожную сеть и 13% – под социальные объекты. В частности, здесь будет построено три школы на 3300 мест и 12 детских садов на 1560 человек.

Большое внимание уделяется транспортной доступности нового района. «Очевидно, что без включения в контекст города судьба любой промышленной территории печальна, ни один организм не может развиваться без кровеносной системы – улично-дорожной сети, – отметил главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов. – Сегодня эта территория отрезана от города рекой и «подключена» только на севере к ТТК, других вариантов попасть туда нет. В проекте предложен уличный дренаж в двух направлениях – с севера на юг и с востока на запад». По словам господина Гнездилова, планируется связать берега полуострова с «материком», построить мосты, создать развитую уличную сеть в районе квартальной застройки. Сергей Кузнецов, в свою очередь, подчеркнул, что большое внимание будет уделяться развитию общественного транспорта – на «Полуострове ЗИЛ» построят новые станции метро и МКЖД, сюда планируется проложить трамвайную ветку.

Еще одной изюминкой проекта должна стать попытка сохранить воспоминания о легендарном заводе, символе уходящей индустриальной эпохи. По словам Юрия Григоряна, сама планировка территории будет отражать «память места». Кроме того, на центральном бульваре сохранится часть исторической застройки – некоторые фасады заводских корпусов. Иван Романов рассказал, что в новом районе планируется создать экспозицию, посвященную заводу, в которую войдут образцы раритетного промышленного оборудования и другие артефакты.

Напомним, что ранее московские власти планировали сохранить на территории ЗИЛа автомобильное производство, отдав часть промзоны под новый завод. Однако недавно стало известно, что переговоры о сотрудничестве между оператором промышленной площадки «МосАвтоЗИЛ» и автоконцернами Renault и Daimler прерваны. Решить судьбу участка площадью 60 га, где собирались разместить производство, столичные власти обещают до конца года.

Свои 65 га промзоны «Группа ЛСР» намерена застроить к 2022 году. При этом в процессе работы планируется проводить архитектурные конкурсы на проектирование отдельных зданий в рамках общей концепции и привлечь к работе как можно больше разных архитекторов.