С тремя пересадками - Московская перспектива

С тремя пересадками

С тремя пересадками

Всего в столице планируется организовать 255 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), из которых 163 будут выполнены в виде современных мини-вокзалов, а 92 сделают плоскостными. «Транспортно-пере-садочным узлам в предыдущие годы в столице не уделялось должного внимания. Неудивительно, что они обросли ларьками и стихийными парковками, в результате людям неудобно пересаживаться с одного вида транспорта на другой», – рассказал мэр столицы Серей Собянин. Поэтому первоочередная задача, которую сегодня продолжают решать власти, – наведение порядка на пересадочных узлах. Объекты торговли ликвидируются, организуются площадки для отстоя и разворота автобусов, а вся логистика адаптируется для пассажиров. Чиновники называют эту работу организацией плоскостных ТПУ.

«Первые 132 плоскостных транспортно-пересадочных узла мы уже в этом году закончим, – рассказал Марат Хуснуллин, – дальше по мере продвижения, по мере проектирования и строительства эти ТПУ будут перестраиваться капитально». Всего планируется построить 163 капитальных ТПУ до 2020 года. По оценке заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, на эти цели может быть потрачено порядка 600 млрд рублей. Разумеется, такие средства город самостоятельно выделить не в силах, поэтому к строительству мини-вокзалов планируется привлекать частных инвесторов. «Мы определили трех основных операторов, заказчиков: ОАО «МКЖД» (Малое кольцо Московской железной дороги), которое построит 31 ТПУ, ОАО «РЖД» (Дирекция железнодорожных вокзалов) – 42 и ГУП «Московский метрополитен» – 90. То есть операторы уже есть, мы фактически каждую неделю выносим на Градостроительно-земельную комиссию эти вопросы и сейчас эту работу активно раскручиваем», – рассказал в минувшую пятницу на встрече с журналистами Марат Хуснуллин. Четыре мини-вокзала появятся уже в конце этого – начале следующего года. Это будут ТПУ около станций метро «Алма-Атинская», «Котельники», «Новокосино» и «Пятницкое шоссе».

В конце прошлого года научно-технический совет департамента строительства утвердил требования к наполнению мини-вокзалов: в них обязательно должны быть перехватывающие стоянки, отделение полиции, информационные службы, медпункт, комната матери и ребенка, а также коммерческая составляющая, способная привлечь частных инвесторов. На сдаваемых в аренду площадях могут появиться предприятия общепита, бытового обслуживания и попутная торговля.

ГУП «Московский метрополитен» будет выступать заказчиком работ и вместе с частными инвесторами софинансировать строительство 90 мини-вокзалов. По словам главы столичной подземки Ивана Беседина, для строительства пересадочных узлов в учреждении создано отдельное подразделение. Финансирование строительства мини-вокзалов метрополитеном – мера вынужденная. Как пояснил Максим Ликсутов, сейчас ГУП «Московский метрополитен» зарабатывает 73 млрд рублей в год, из которых только около 2,5 млрд рублей составляют доходы от непрофильной деятельности: рекламы и сдачи в аренду торговых площадей. Если некоммерческие доходы останутся на прежнем уровне, метрополитен не сможет содержать растущую инфраструктуру, а дополнительное финансирование подземки за счет бюджета не предусматривается.

Под растущей инфраструктурой подразумевается организация и эксплуатация перехватывающих парковок. Сейчас их в столице 15, но в ближайшем будущем это число будет неуклонно расти. В 2012 году содержание перехватывающих парковок обошлось подземке в 66 млн рублей. Поэтому в ГУП намерены вкладывать средства в строительство ТПУ, которые со временем станут приносить прибыль от сдачи в аренду площадей.

В Москве для строительства каждого мини-вокзала будет создаваться совместное предприятие с долей метрополитена не менее 50%. «Подземка войдет в такие проекты землей и недвижимостью, а также обеспечит подключение к инфраструктуре. Остальное финансирование возьмут на себя инвесторы. Объем инвестиций составит примерно 200 млрд рублей», – рассказал Максим Ликсутов.

Еще один крупный инвестор, готовый взяться за строительство мини-вокзалов, – Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД». Так, несколько недель назад после выполненного благоустройства открылся ТПУ около станции метро «Домодедовская». «Организация плоскостных пересадочных узлов прибыли не принесет. Это имиджевый проект. Заработать можно будет только на организации перехватывающих паркингов, но тарифы будут не выше, чем в целом по городу», – рассказал начальник сектора коммуникаций Дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрий Писаренко. Всего РЖД построит 42 ТПУ. Еще 31 узел будет организован на МКЖД, из них 19 станут крупными ТПУ: 12 – с пересадкой на метрополитен, 6 – на радиальные направления железной дороги, один – на оба вида транспорта.

Градостроительно-земельная ко-

миссия в конце прошлого года уже утвердила проекты планировок первых трех ТПУ на МКЖД: «Лужники», «Кутузово» и «Пресня». Вход на станцию «Лужники» расположится рядом с центральной аллеей, под Третьим транспортным кольцом. Сама станция спроектирована в форме стадиона. Станция метро «Кутузовская» объединится с железнодорожной платформой Кутузово. Существующий вестибюль «Кутузовской» полностью реконструируют.

Транспортно-пересадочный узел «Пресня» на 3-й Магистральной улице будет иметь пересадку с платформы на наземный общественный транспорт. Строительство этих мини-вокзалов уже началось.

Для каждого проекта ТПУ на Малом железнодорожном кольце, сообщил генеральный директор ОАО «МКЖД» Михаил Хромов, планируется разработать свою уникальную структуру, но при этом в целом они будут иметь единый архитектурный образ. В организации транспортно-пересадочных узлов столичные власти активно взаимодействуют с подмосковными чиновниками. «На территории Московской области планируется порядка 390 ТПУ, – сообщил Марат Хуснуллин. – Часть из этих объектов появятся в непосредственной близости к территории Москвы, это позволит перехватывать часть личного транспорта еще до въезда в Москву».