Земский врач, живой классик, лауреат - Московская перспектива

Земский врач, живой классик, лауреат

Земский врач, живой классик, лауреат

Кроме традиционной выставки (на конкурс было представлено более 140 работ) и публичных дискуссий и лекций, на авансцену фестиваля вышли такие жанры, как мастер-класс и - совсем новинка! - монографическая автобусная экскурсия по объектам архитекторов – лауреатов премии «Золотое сечение» прошлых лет.

Автобусные экскурсии провели по своим объектам бюро «Остоженка», ТПО «Резерв» и бюро «Сергей Скуратов Architects». Мастер-класс дали Дмитрий и Андрей Бархины и Сергей Скуратов.

Вопреки предложенной теме - «Архитектура без лишних слов»-, аудитория (в большинстве молодежная), собравшаяся на мастер-класс С.Скуратова, хотела слушать и говорить. Мастер уловил настрой собравшихся и из двух вброшенных в разговор фраз - « слова не нужны архитектуре» и «архитектор – существо говорящее»- сделал ставку на вторую. И правильно сделал.

Архитектору приходится говорить постоянно: с заказчиками, с коллегами, с властью, со СМИ! Эти диалоги не бесполезны, хотя бывает, что и драматичны. Дом на Мосфильмовской сделал Скуратова едва ли не самой известной персоной среди коллег по цеху и, можно сказать , произвел его в классики московской архитектуры ХХ! века. Так, что да здравствует слово, пусть даже и лишнее!

Но да здравствует и архитектура! Студенты и начинающие архитекторы хотели услышать от живого классика ответы на животрепещущие вопросы: как работать и как жить? Чем отличается наша архитектурная школа от европейской? Как решить проблему архитектуры в спальных районах? Что такое московский стиль? В своих ответах-размышлениях Сергей Александрович был доброжелателен, и потому самые жесткие из них если и не вдохновляли, то каким-то образом укрепляли догадки молодых о том, что работать все-таки можно, и жизнь прекрасна. Сравнивая кардинальные различия нашей и европейской школ, мастер (мастер слова прежде всего) сказал, что наш архитектор чем-то напоминает ему земского врача. Поэтому наши, добившиеся успеха не благодаря, а вопреки,- сильные, но усталые люди.

Устал ли сам мэтр? На «Зодчество 2013» бюро «Сергей Скуратов Architects» представило практически беспроигрышный вариант – ARTHOUSE, расположенный на набережной Яузы, недалеко от места ее впадения в Москва-реку. Проект выстраивался на нескольких принципах: мономатериальность фасадов, архитектура как скульптура, сочетание рукотворности с высокими технологиями. Весь комплекс «сложен» из единого, сплоченного в монолит материала – кирпича с оплавленными вулканическими вкраплениями. Фасады демонстрируют видоизменения текстуры стены. В нижней части дома в кладку включен искореженный кирпич, в верхней – кирпич с зеркально- металлическим отливом, а ближе к крыше он становится одного цвета с черным вороненым металлом. Кровли обоих корпусов кирпичные, с диагональным расположением коньков крыш. Дом демонстративно опущен на два метра в землю и «вырастает» из своеобразного раскопа по своему периметру, растет с отметок прошлых веков.

Практически беспроигрышный вариант. Конкурсная высота взята легко, так по крайней мере видится со стороны. Почему-то кажется, что Сергей Скуратов постоянно пребывает в обстановке торжественных церемоний и награждение этого года лишь одно в череде многих. Но оказалось: последний раз он был лауреатом Золотого сечения в 2003 году и стал лауреатом вновь …десять лет спустя.