Узлы бумажные - Московская перспектива

Узлы бумажные

Узлы бумажные
Узлы бумажные
Начало строительства ТПУ затягивается

Власти Москвы решили увеличить количество транспортно-пересадочных узлов в столице. Несколько дней назад стройкомплекс определил список из 273 объектов, хотя первоначально планировалось построить 255 ТПУ. Программа, которая обойдется инвесторам и бюджету города более чем в 300 млрд рублей, вызывает интерес у бизнеса, однако до сих пор строительство узлов не началось. Главные причины – отсутствие понятных юридических и экономических механизмов взаимодействия предпринимателей и чиновников, а также земельные вопросы.

Первый этап большой работы по реализации грандиозной программы строительства в Москве ТПУ завершается. Около ряда станций метро и железнодорожных платформ власти города уже навели порядок: убрали лишнюю торговлю и беспорядочную парковку, организовали площадки для отстоя наземного транспорта, оборудовали автобусные остановки, благоустроили территорию вокруг. Теперь времени на то, чтобы пересесть с метро на другой вид транспорта, тратится значительно меньше.
Напомним, ТПУ будут представлять собой сооружения, выполняющие функции пересадочного хаба, а также включать в себя парковки и площади коммерческого использования. Мэр Москвы Сергей Собянин считает, что реализация планов по строительству 273 таких объектов позволит сделать использование общественного транспорта удобным, а пересадку с одного вида на другой – комфортной.

Следующий шаг – строительство на этих площадках капитальных сооружений, по сути – мини-вокзалов. Стоимость реализации программы составит около 300 млрд рублей. Как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, 200–240 млрд рублей из этой суммы – средства инвесторов. Около 20% от общей стоимости будет потрачено на выполнение работ по технологической части сооружений. «Эти работы будут прямо или косвенно связаны с финансированием из бюджета, остальные средства мы планируем привлечь от инвесторов», – подчеркнул заммэра.
Уже есть ряд инвесторов, которые заинтересовались этой программой, некоторые подготовили проекты первых узлов. По словам президента ГК «Мортон» Александра Ручьёва, компания готова вкладывать деньги в строительство ТПУ. «Нас интересует любой ТПУ площадью больше 100 тыс. кв. метров с хорошим пассажиропотоком. У нас нет какой-то конкретной привязки, нас интересуют технико-экономические показатели», – сказал он. Интерес к программе проявляют и другие инвесторы, например, компании, входящие в структуру Газпрома, ГК «Пионер» и т.д.
Несмотря на то что власти города объявили о реализации данной программы несколько лет назад, к строительству ТПУ пока не приступили. «У нас, как у представителей бизнеса, есть интерес участвовать в этой программе. Однако есть также ряд вопросов, ответы на которые мы пока не можем получить. Не отработаны экономическая и юридическая модели взаимодействия с городом», – рассказал Юрий Волков, гендиректор ГК Stroytech.
Еще одна проблема, задерживающая реализацию программы создания сети ТПУ, – сложности с площадками для строительства. Многие участки имеют серьезные обременения. Гендиректор ОАО «МКЖД» Михаил Хромов рассказал, что принятый Госдумой закон об изъятии земель в этом случае пока не применялся, поэтому инвестору не совсем понятно, как он действует. Также господин Хромов отметил, что сложно найти компромисс между интересами власти и аппетитами предпринимателей. Бизнес хочет больше коммерческих площадей и привычных для торгового центра планировок. Власти же, напротив, выступают за сокращение маршрута до минимума.
По словам господина Хуснуллина, у Москвы опыта реализации подобных проектов нет. Однако создавать ТПУ, которые будут работать неэффективно, город не может, поскольку в таком случае теряется весь смысл программы. Первые попытки инвесторов построить транспортно-пересадочные узлы в Москве оборачивались созданием очередного торгового центра. Впрочем, власти города заявляют, что в ближайшее время программа перейдет из стадии обсуждения в стадию реализации. Городская администрация привлекает иностранных консультантов, обладающих опытом создания ТПУ. «Это специалисты из Японии и Кореи, – рассказал Марат Хуснуллин. – Зачем нам изобретать велосипед, если можно нанять грамотных специалистов и адаптировать их опыт к нашим условиям».
Марат Хуснуллин также рассказал, что несколько десятков первых ТПУ в городе будут строиться одновременно. 15 объектов уже направлены на публичные слушания или прошли их. Это ТПУ «Автозаводская», «Ботаническая», «Выхино», «Дмитровская», «ЗИЛ», «Кунцевская», «Лужники», «Новокосино», «Петровско-Разумов-
ская», «Соколиная Гора», «Тушинская», «Ховрино», «Царицыно», «Коптево», «Новохохловская». По словам Марата Хуснуллина, ряд ТПУ уже имеет хорошую проработку. В основном речь идет о крупных узлах. «Большие и интересные проекты представили крупные компании, которые планируют возводить транспортно-пересадочные узлы «Саларьево», «Ботанический сад», «Кунцево», «Спартак» и «Тушино», – рассказал глава стройкомплекса. – По ТПУ «Саларьево» город нашел общий язык с собственником земельного участка, тот передал участок под ТПУ. При этом сам инвестор развивает прилегающую территорию. Поскольку город рядом с его территорией строит метро, капитализация объектов инвестора в дальнейшем вырастет на 50–100%». Марат Хуснуллин также пояснил, что от строительства ТПУ выигрывают и горожане. Стоимость их недвижимости около ТПУ возрастает примерно на 15–20%.
Что касается взаимодействия города и инвесторов, то глава стройкомплекса признался, что выработать одну универсальную схему такого сотрудничества невозможно. ТПУ будут строиться по всей Москве, а значит, у них разная привлекательность с точки зрения окупаемости инвестиций, разный пассажиропоток. Тем не менее в ближайшие дни власти города намерены завершить разработку экономического механизма привлечения инвесторов к строительству транспортно-пересадочных узлов. «Это будет очень сложный и тонкий финансово-экономический механизм, который потребует проработки всех градостроительных решений, вплоть до планов развития прилегающих к ТПУ территорий», – рассказал Марат Хуснуллин.
По словам главы Москомстройинвеста Константина Тимофеева, когда утверждаются границы проекта планировки, в них включают не только зону самого капитального строительства, но и так называемую зону тяготения, которая может достигать 50–60 га. «На период разработки и утверждения проекта планировки территории ее инвестиционное развитие приостанавливается», – пояснил он. Общая площадь объектов ТПУ составляет более 2 млн кв. метров недвижимости, из которых коммерческая составляющая – менее 50%. Как минимум столько же будет построено в зоне тяготения.