Джаз в прифронтовом городе

Джаз в прифронтовом городе

Театры икино

Уже с третьего дня войны деятельность театров, кинотеатров, а также парков и клубов столицы была жестко ограничена по времени: они должны были заканчивать работу не позднее 22 часов 45 минут. Ведь с полуночи передвижение по городу пешеходов и легкового транспорта запрещалось. Таковы были требования военного положения, введенного в городе приказом начальника гарнизона Москвы.

Но несмотря на ограничения, налагаемые военным временем, театры и кинотеатры собирали многочисленных зрителей. В течение 1941 года прошло несколько громких премьер. Так, 17 сентября состоялась премьера нового художественного фильма «Маскарад» (режиссер Сергей Герасимов). Напомним, в 1941 году, в июле, отмечалось 100 лет со дня смерти М.Ю. Лермонтова. В начале октября прошел премьерный показ еще одной кино-экранизации – фильма «Дело Артамоновых» по роману Максима Горького. А глубокой осенью, незадолго до контр-наступления Красной Армии, вышла на экраны кинокомедия «Свинарка и пастух». Снималась она в самый канун войны. Музыкальная и абсолютно мирная по духу комедия Ивана Пырьева стала хитом советского кинопроката. Любили ее и на фронте.

Конец октября 1941-го… Тяжелое, гнетущее время. Немецкие войска стоят на подступах к Москве, офицеры рассматривают в бинокли кремлевские башни. На многих улицах столицы – ряды противотанковых «ежей». Но именно в те дни открылся новый московский театр «Мюзик-холл» с джазом и кордебалетом. Гвоздем первой программы, как сообщала пресса, стало выступление знаменитого дуэта клоунов «Бим и Бом». А вот большинство драматических и оперных театров были в эти месяцы эвакуированы на восток. Исключение составлял Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В начале 1942 года там состоялась премьера новой оперы композитора Сергея Василенко «Суворов».

Репертуар кинотеатров становился понемногу все более «оборонным». Уже на четвертый день войны помимо обычных прокатных фильмов зрителям начали показывать короткометражные обучающие ленты – о пользовании противогазом, о правилах светомаскировки и т.д.

Фашистская авиация хоть и оказалась во многом нейтрализована действиями московской ПВО, все же нанесла определенный урон городу. 23 июля стал черным днем в истории Театра им. Вахтангова. При ночной бомбежке в здание театра на Арбате попала 500-килограммовая бомба. Здание было разрушено, несколько сотрудников театра, дежуривших на крыше, погибли. В 1947 году для Театра им. Вахтангова на том же месте было построено здание в стиле неоклассицизма (архитектор Павел Абросимов).

В годы войны на московских экранах демонстрировалось немало развлекательных фильмов, снятых в странах-союзниках: «Три мушкетера» (США), «Багдадский вор» (Англия). Такого обилия западного кино в предвоенные годы не было. Эти фильмы с удовольствием смотрели и жители тыла, и солдаты на фронте.

В 1942 году многие московские театры вернулись из эвакуации. Посыпались премьеры: в Театре имени Моссовета показали спектакль по свеженаписанной пьесе Константина Симонова «Русские люди», в Малом театре – инсценировку «Войны и мира».

11 апреля первая с начала войны премьера состоялась во МХАТе: был сыгран спектакль «Последние дни (Пушкин)» по пьесе Михаила Булгакова. Полузапрещенного в СССР автора уже три года как не было в живых, а некоторым его произведениям еще предстояло долго ждать первой публикации на родине… Конечно же, «на Булгакова» публика валила валом.

Не отставало в тот год и кино. 29 марта прошла важная политическая кинопремьера. В «Ударнике» показали новый фильм режиссеров братьев Васильевых «Оборона Царицына», посвященный одному из важнейших, как тогда считалось, эпизодов Гражданской войны. Роль 39-летнего Сталина, руководившего Царицынским фронтом, сыграл грузинский актер Михаил Геловани (роль вождя он исполнял в 16 фильмах!). В дни премьеры никто не предполагал, что через несколько месяцев тема этого фильма будет перекликаться с обороной Сталинграда…

Музыка

Когда на фронте говорили пушки, музы в тылу не молчали. Так, летом 1941-го, всего через несколько дней после подписания союзнического договора с Великобританией, москвичи смогли услышать по Всесоюзному радио первый в истории СССР концерт английской музыки.

Враг упорно наступал на Москву, под Можайском шло строительство оборонительных укреплений… Но 1 сентября, как и всегда, Концертный зал им. П.И. Чайковского открыл свой новый сезон.

Крупным событием не только музыкальной, но и общественной жизни страны стало первое в Москве исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича. Оно состоялось 29 марта 1942 года в Колонном зале Дома союзов, дирижировал оркестром Большого театра народный артист СССР Самуил Самосуд. А через четыре месяца симфония впервые была исполнена и в блокадном Ленинграде.

Интерес москвичей в военные годы вызывала не только симфоническая музыка. Дабы отвлечь людей от переживаний, власти вновь разрешили джаз – и отечественный, и импортный. В саду «Эрмитаж» на летней эстраде с огромным успехом выступали Леонид Утесов и Эдди Рознер. В 1942 году при клубе работников общественного питания им. М. Горького возобновил работу популярный до войны джаз-оркестр «Веселые повара». В первой программе, как сообщали газеты, были «песни, пляски, шутки, музыкальные номера на тему Отечественной войны и жизни работников общественного питания». Конечно, время для воссоздания такого оркестра было выбрано самое подходящее…

Март 1944-го – можно сказать, историческая дата. На всех фронтах шло наступление, а в клубе имени Ленина на Красной Пресне (это клуб знаменитой фабрики «Трехгорная мануфактура» на ул. Трехгорный Вал, д. 6) состоялся первый концерт вернувшегося из эмиграции Александра Вертинского. Ажиотаж был колоссальный, публика буквально штурмовала здание клуба. Однако ни одна из советских газет не сообщила об этом событии. Заметку о концерте Вертинского в Москве поместила только… газета французского Сопротивления.

Музеи и выставки

Большинство московских выставок тех лет носили ярко выраженный оборонный характер и были связаны с событиями войны. Но бывали и исключения. Так, осенью 1942-го в Исторической библиотеке выставкой отметили совсем не военную дату – 450-летие открытие Америки Колумбом. Впрочем, учитывая союзнические отношения СССР и США в ту пору, такая тема была далеко не случайной.

22 июня 1943 года, во вторую годовщину начала войны, в ЦПКиО открылась, пожалуй, самая популярная и посещаемая выставка военного времени – трофейного вооружения. До 1945 года она постоянно пополнялась новыми экспонатами. На выставке работали офицеры-фронтовики, которые рассказывали посетителям об особенностях «тигров» и «юнкерсов», с которыми им доводилось встречаться в бою.

В том же году в Москве был открыт Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Его коллекция ведет свою историю еще со второй половины ХIХ века. Незадолго до революции при Московской консерватории был основан Музей имени Николая Рубинштейна. Его фонды к началу 40-х годов увеличились настолько, что было принято решение о создании отдельного музея. Вскоре Музей им. М.И. Глинки получил в свое распоряжение Троекуровские палаты ХVII века в Георгиевском переулке. В них он располагался до 1980 года, пока на улице Фадеева не построили новое просторное здание с большими выставочными и концертными залами. Сегодня это Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Спорт и физкультура

Война не отменила важнейшие городские соревнования. 31 августа 1941 года на стадионе «Динамо» прошел финальный матч на Кубок Москвы. В нем команда «Динамо» выиграла у команды завода им. Фрунзе с разгромным счетом 8:0. А 5 октября, когда ситуация на московском направлении фронта сложилась критическая, состоялись матч на первенство страны по футболу «Динамо» – «Спартак» и традиционный массовый осенний кросс на 5 километров в «Сокольниках».

Богат на спортивные события оказался и 1942 год. 9 января в ЦПКиО открылся общедоступный каток. «Вечерка» сообщала: «Катки парка ежедневно посещают 3–5 тысяч человек. Гардероб для посетителей устроен в бомбоубежище. Там же оборудованы комната отдыха, читальня с выставкой «Окон ТАСС». Через девять дней в парках города прошел традиционный День лыжника.

В феврале спортсмены посвящали свои состязания 24-й годовщине Красной Армии. В парке «Сокольники» состоялся массовый лыжный кросс, а в Доме союзов прошел шахматный матч-турнир, посвященный этой дате (победил гроссмейстер Игорь Бондаревский).

По хоккею с шайбой тогда еще в нашей стране не разыгрывалось турниров, зато в почете был хоккей с мячом. Финальные матчи на Кубок Москвы по этому виду спорта прошли 1 марта на стадионе парка МВО. Кубок выиграл «Спартак».

В течение весны 1942-го проходили также различные соревнования по лыжному бегу, по борьбе и боксу. В шахматных уголках парков культуры мастера давали любителям сеансы одновременной игры. Состоялся и очередной чемпионат Москвы по шахматам, в котором победил 21-летний Василий Смыслов – будущий гроссмейстер и чемпион мира. 10 мая прошла традиционная, 16-я эстафета по Садовому кольцу на приз газеты «Вечерняя Москва». Бегуны стартовали у ЦПКиО, участвовало 12 команд. Победили динамовцы.

В День физкультурника, 19 июля, на стадионах, в парках, на спортплощадках, на Москве-реке и на канале Москва–Волга состоялись многочисленные спортивные состязания, сдавались нормы ГТО. Заметим, что часть поверхности Москвы-реки в то время еще была покрыта маскировочными понтонами, а на подступах к городу ждали нового наступления немцев.

Огород, мода, скачки

Ситуация с продовольствием в городе была непростой, поэтому москвичи с весны 1942 года активно занялись огородничеством. «Вся Москва взялась за лопаты и грабли. Копают грядки как попало и где попало. Видел три грядки у самого тротуара в Газетном переулке, у окон подвала…» – записывал в дневнике журналист Н.К. Вержбицкий. В городских газетах в том году появились рубрики с советами огородникам. А когда подошло время урожая, городские власти организовали специальные рейсы грузовых трамваев по пассажирским маршрутам, ведущим, в частности, на Поклонную гору и в Фили. Горожане мешками везли домой картошку, которая помогла им пережить еще одну трудную военную зиму…

В те же дни в ЦПКиО установили огромную политическую карту мира. Рядом с ней всегда дежурили лекторы-международники и давали желающим необходимые консультации. Москвичей интересовали не только события на советско-германском фронте: ведь шла Мировая война!

В Черкизове в 1942-м открылось ателье мод. И отбоя от заказов в нем не было. Как рассказывал историк моды Александр Васильев, для него при подготовке одной из книг стало большой неожиданностью, что в годы войны в СССР большими тиражами и на хорошей бумаге выходили журналы мод. В них было много перепечаток из английских и американских модных журналов. А позже среди московских модниц успехом стали пользоваться также немецкие трофейные журналы.

Тысячи жителей города работали в Подмосковье на лесозаготовках. Первая баржа с дровами из Дмитровского района прибыла в Москву 22 августа 1942-го. Через несколько дней из разных районов прибыло еще 28 плотов. А промышленные артели города в те дни готовили к выпуску большую партию печей-«буржуек». Эти усилия помогли москвичам победить холод.

Хотя СССР и считался страной победившего материализма, но в военные годы резко усилился интерес граждан к гадалкам и ясновидящим. Рассказывали про одного старичка с Преображенки, который хорошо гадает на картах. Почти все его спрашивали о том, вернутся ли их родные и близкие живыми с войны. И он якобы всегда угадывал их судьбу. Гонорар ловкий старичок брал только продуктами.

13 августа 1944 года на Беговой улице случилось событие, лишний раз напомнившее всем, что мирная жизнь скоро вернется. В этот день на Московском ипподроме после трехлетнего перерыва открылся сезон скачек. Лишний билетик спрашивали аж от Белорусского вокзала… До Победы оставалось 8 месяцев.