«В Москву каждый день приезжает население Праги» - Московская перспектива

«В Москву каждый день приезжает население Праги»

«В Москву каждый день приезжает население Праги»
«В Москву каждый день приезжает  население Праги»
Карима Нигматулина об общественном транспорте, городских набережных и бюджетных расходах

Месяц назад был объявлен международный конкурс на градостроительную концепцию развития прибрежных территорий Москвы-реки. Специалисты со всего мира уже предлагают свои идеи. Проект весьма важный и наверняка найдет свое отражение в актуализированном Генплане Москвы, рассчитанном до 2025 года. Документ этот скорее всего будет кардинально отличаться от того, что был принят четыре года назад. Подробности его актуализации «Московской перспективе» рассказала и.о. главы НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматулина.

Какие перемены ждут главный градостроительный документ города?

– Они, конечно, будут учитывать нынешние градостроительные приоритеты. Мы очень четко поняли для себя, что такой крупный город, как Москва, должен уделять повышенное внимание пешеходным зонам и общественному транспорту, и это отражается в стратегии мэра Москвы Сергея Собянина. Построить везде дороги невозможно, иначе весь город придется заасфальтировать. Если смотреть на долгосрочную перспективу, то в будущем автомобилизация сократится. В Нью-Йорке, например, как раз это и наблюдается. Вот зачем собственный автомобиль человеку, когда есть очень удобный общественный транспорт? Я, например, в выходные пользуюсь только им. Когда я жила в Бостоне, у меня личного автомобиля не было. Конечно, какая-то доля населения ни за что не откажется от машины, но система общественного транспорта должна быть продумана максимально. В столицу каждый день приезжает более миллиона человек. Можно сказать, что ежедневно в Москву приезжает население Праги, а это очень большая нагрузка на транспортную инфраструктуру.

В нынешнем Генплане будут учитываться особенности транспортного развития в соседней Московской области?

– Безусловно. Без этого никак.

В чем конкретно это будет выражаться?

– В области автомобилизация растет еще быстрее, чем в Москве. Там система общественного транспорта развита слабее, пользоваться автомобилем намного удобнее. А когда человек сел за руль, убедить его пересесть на общественный транспорт довольно сложно. Здесь важно учитывать различные инструменты. Например, перехватывающие парковки в транспортно-пересадочных узлах на периферии. Я уже намекнула, что в новой идеологии мы понимаем, как должно идти развитие Москвы и области. Работа по транспортному узлу, которая была проведена в 2013 году, как раз увязывала различные мероприятия на территории всего Московского региона.
Если посмотреть на наши градостроительные документы, то мы увидим, что в Генплане 2010 года было заложено активное развитие транспортной инфраструктуры и сети метрополитена. Но источники финансирования для этих мероприятий просто не рассчитывались. Подход был таким, что это необходимо построить, и все. Сегодняшние условия заставляют нас рассматривать экономическую эффективность того или иного проекта, денег у нас в бюджете отнюдь не бесконечное количество, поэтому они должны быть использованы грамотно.

За счет одного строительства и развития транспортной инфраструктуры комфорта для горожан не добиться…

– Безусловно. Но комфорт горожан – это не только парки и зеленые пространства. Это и хорошо обустроенные улицы, где есть кафе и магазинчики, где люди могут просто прогуляться. Допустим, Елисейские Поля в Париже – самое популярное общественное пространство. Формирование таких мест также полезно и для туризма. И этому вопросу мы достаточно уделяем внимание, как пример, реконструкция Пятницкой улицы. Отмечу, что в нашей структуре застройки видно, что проблема в дисбалансе. В центре города сконцентрировано огромное количество рабочих мест, а на периферии большое количество проживающих. Именно из-за этого каждый день в Москве наблюдается маятниковая миграция. Чтобы с этим бороться, нам нужно создавать больше деловых центров вне ЦАО. И здесь мы снова приходим к тому, как необходимо и дальше развивать городской каркас. Все прекрасно понимают, что деловые центры, где есть рабочие места, но нет общественного транспорта, никому не нужны, от этого и появилось желание развивать территории вокруг ТПУ. Кто туда поедет работать? И тут важным фактором выступает новая Москва.

Насколько инвесторы готовы участвовать в проектах в новой Москве?

– На момент присоединения в ТиНАО уже было выдано много разрешений на строительство, которое и реализуется сегодня. Необходимо сбалансированное развитие, чтобы не было застройки одного жилья, которое выгодно только застройщикам. Марат Хуснуллин озвучил задачу по развитию социальной и транспортной инфраструктуры. Есть, например, проект компании «Мортон» (один из крупнейших проектов застройки на 225 га на территории новой Москвы), который реализуется именно в таком виде. И таких проектов, я думаю, будет все больше.

Нынешние столичные власти пытаются переосмыслить место реки в городе. Вы согласны с тем, что она может стать самостоятельным градостроительным объектом?

– Да, вполне. Если посмотреть на зарубежный опыт, то мы увидим, как река может раскрыть свой потенциал при правильном использовании набережной и территорий, прилегающих к ней. Когда в 2012 году мы проводили международный конкурс на концепцию Московской агломерации, мировые эксперты говорили, что надо «обязательно обратить внимание на реку, это жемчужина, которую вы пока не раскрыли для себя». С тех пор мы собрали данные, необходимые для развития этой территории, концептуальные посылы для международных участников и представили техническое задание. Теперь финалисты конкурса разработают общую концепцию. Участки для детальной проработки еще уточняются, но в любом случае в процессе конкурса появится четкое понимание того, что и как в этих границах будет развиваться. При необходимости победитель (он будет объявлен в конце года) совместно с нашим институтом доработает свою концепцию.

Вы много времени провели за рубежом, как вам это помогает в сегодняшней работе?

– Институт часто приглашает зарубежных коллег, мы реализуем совместные проекты, проводим семинары. В первую очередь мне помогает знание языка и того, как вести диалог с иностранцами. Иногда случается, что иностранцы приезжают в Россию и немного снисходительно относятся к нашей работе. Но это наша родина, а знание того, как правильно построить диалог, помогает на психологическом уровне.

Вы достаточно молоды, а уже занимаете серьезную должность. Насколько комфортно вы себя ощущаете?

– Я считаю, что руководитель такого института никогда не работает как самостоятельное лицо. Это всегда командная работа, а если команда подобралась хорошая, то все возможно. Мне очень повезло, что сотрудники в институте очень профессиональные. У нас есть уникальные кадры, которые знают город лучше, чем кто-либо.