Визуальный шум

Визуальный шум

Визуальный шум
Визуальный шум
Незаконную рекламу продолжают убирать с городских улиц и магистралей

В октябре столичные власти начнут демонтаж незаконных вывесок с вылетных магистралей и улиц Москвы, расположенных между Садовым и Третьим транспортным кольцом (ТТК). Работы предстоит много. Например, на проспекте Мира порядка 800 вывесок не соответствуют требованиям постановления столичного правительства «О размещении информационных конструкций в городе Москве». При этом в департаменте СМИ и рекламы эту улицу назвали еще «более-менее нормальной в плане визуального шума».

Чистка столичных улиц между Садовым кольцом и ТТК – это второй этап реализации постановления правительства столицы. Ранее от незаконных вывесок и рекламы был избавлен центр Москвы. Демонтаж вывесок департамент проводит совместно с ОАТИ и в сотрудничестве с правоохранительными органами, а работы выполняет ГКУ «Городская реклама и информация».
В минувшую пятницу руководитель департамента СМИ и рекламы Владимир Черников на оперативном совещании у мэра доложил о результатах контроля за размещением информационных конструкций. По состоянию на 11 сентября в центральной части города демонтировано 3519 вывесок, не соответствовавших правилам размещения и содержания информационных конструкций. В том числе полностью освобождены от незаконных вывесок 36 видовых улиц в пределах Садового кольца.

На очереди – проспект Мира

Постановление, регулирующее формат информационных конструкций в Москве, вступило в силу в конце декабря 2013 года. В первой половине нынешнего года Москомархитектура разработала архитектурно-художественные концепции для 65 улиц внутри Садового кольца, включая и само кольцо, а 20 августа – для 43 улиц в пределах ТТК. В документах определено, какой тип вывески может быть размещен на том или ином здании, где именно, какие размеры, цвета могут использоваться и т.д.
«Любой человек может увидеть эти концепции на сайте Москомархитектуры и понять, соответствует или нет его вывеска требованиям города. У организаций есть две недели, чтобы привести вывески в порядок, а после начинается демонтаж незаконных конструкций», – пояснил заместитель начальника Управления городской рекламы департамента СМИ и рекламы города Москвы Роман Алборов.
«Думаю, в октябре мы займемся проспектом Мира и другими магистралями за пределами Садового кольца. У нас круглосуточно работают по пять бригад в смену сразу на нескольких улицах. Помогает нам и так называемое сарафанное радио. Например, мы демонтируем вывески на проспекте Мира, а владельцы организаций на Кутузовском проспекте начинают в срочном порядке приводить свои информационные конструкции в соответствие с требованиями», – рассказал чиновник.

Много проблем на Покровке и Маросейке

Согласно концепциям вывески должны гармонично сочетаться со стилистическими особенностями зданий и не нарушать внешний архитектурный облик города. Многие столичные организации загораживают своей рекламой весь витринный проем, используют слишком крупные и длинные вывески. Некоторые памятники архитектуры почти полностью скрыты за рекламой.
Во время первого этапа немало проблем доставили Покровка с Маросейкой. «Там было очень много незаконных вывесок. Наши бригады удаляли их круглосуточно в течение двух месяцев», – отметил господин Алборов. Между тем ночная работа нередко была опасной. «Ночью рабочие приезжают на объект, а их встречают крепкие парни, которые, угрожая физической расправой, не дают демонтировать вывеску. В таком случае нам помогает департамент региональной безопасности Москвы», – рассказал чиновник.
Второй этап обещает быть более трудоемким. Так, например, на проспекте Мира лишь 105 вывесок отвечают новым требованиям, они включены в архитектурно-художес-
твенную концепцию, а 764 должны быть демонтированы. К примеру, на доме № 41, стр. 1, ин-
формационные конструкции размещены так, чтобы они не диссонировали с архитектурными особенностями здания. Однако большое количество вывесок, как пояснили в Москомархитектуре, не соответствуют архитектурно-художественной концепции. Так, на фасадах домов № 75, стр. 1, № 36, стр. 1, № 56, стр. 2, обнаружилось большое количество нарушений. Например, неразрешенные здесь вертикальные конструкции, вывески перекрывали архитектурные элементы, они были несоразмерны фасаду, ими оклеивали витрины. «Неправильными» оказались вывески кафе, банков, магазинов, медицинских центров, туристических компаний. На Звенигородском шоссе не соответствуют концепции порядка 300–400 вывесок, но зданий там значительно меньше, чем на проспекте Мира, поэтому концентрация «визуального шума» там выше. На Ленинском проспекте найдено порядка 200 незаконных конструкций.
Ожидается, что все центральные улицы в границах ТТК будут очищены от незаконных вывесок до конца этого года. До 15 декабря Москомархитектура выпустит архитектурно-художественные концепции для 45 улиц и магистралей за пределами ТТК, а в следующем году начнут «приводить в порядок» новую Москву.

Иногда они возвращаются

Некоторые вывески приходится демонтировать несколько раз, а стоимость демонтажа может колебаться от 7–8 тыс. рублей до шестизначных цифр – все зависит от размера конструкции и от того, на какой высоте она расположена. «Мы уведомляем владельцев незаконных вывесок и сообщаем, что им необходимо изменить. Многие откликаются и приводят все в норму. Если же нет, то вывеску демонтируем и помещаем на склад. Когда владелец обращается за ней, мы просим заплатить стоимость демонтажа и возвращаем ее после оплаты. Если же за вывеской никто не приходит, мы в судебном порядке компенсируем свои затраты. К сожалению, 27% организаций размещают свои вывески повторно, поэтому нам вновь приходится их убирать», – рассказал Роман Алборов. В пятницу, 12 сентября, москвичи сообщили, что на Зубовском бульваре вновь появились незаконные вывески, которые ранее были демонтированы. Табло операционной кассы на Новом Арбате, 2, убирали уже несколько раз, но в конце прошлой недели процесс пришлось повторить. Нередко о нарушениях сообщают сами москвичи. На жалобы в департаменте реагируют вне зависимости от того, где находится нелегитимная вывеска – внутри Садового кольца, ТТК или за их пределами.
Вопрос с повторным размещением вывесок, не соответствующих правилам, обсуждался и на оперативном совещании у мэра. Владимир Черников напомнил, что за данное нарушение установлен штраф для должностных лиц в размере до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – до 500 тыс. рублей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Сергей Чобан, руководящий партнер бюро SPEECH, руководитель берлинского офиса бюро nps tchoban voss, член Архитектурного Совета Москвы:

Мы все прекрасно понимаем, что без рекламы в городе не обойтись. Архитекторы, еще на стадии проектирования, должны продумать и выработать вместе с заказчиком концепцию размещения рекламы на будущем здании, учитывая его функцию, планировочные и фасадные решения, а также, что чрезвычайно важно, контекст. В рамках этой концепции необходимо определить места для возможного размещения рекламных носителей и конкретизировать их тип и колористическое решение. Концепция рекламы должна стать неотъемлемой частью архитектурного проекта для любого здания сервисного или коммерческого назначения. Например, в Германии, без такой концепции нельзя получить разрешение на строительство.

Что касается самой рекламы, рекламных вывесок и тому подобного, то ее параметры также должны быть продуманы и конкретизированы. Сейчас в Москве разработан дизайн-код для основных улиц в центре города. Совместные усилия представителей городских властей, дизайнеров и владельцев коммерческих площадей уже дают результаты.

Я согласен с основными принципами, которые заложены в этот дизайн-код. Вне зависимости от того, находится ли здание в центре или на окраине города, нужно отказаться от использования чрезмерно ярких, кричащих цветов. Сдержанная цветовая гамма делает рекламу более элегантной и стильной, не теряя при этом ее главного качества – информативности. Кроме того, необходимо переходить от надписей на больших щитах к рекламных конструкциям из отдельных букв. Это более корректно по отношению к архитектуре фасада. В идеале, надписи и реклама должна быть частью дизайна витрин. За счет использования этих базовых приемов, вывески не закрывают здание, а становятся его органичной частью.

Одна из наиболее критичных для архитектуры форм реклама – это большие щиты и конструкции, расположенные в верхней части фасада. Размещение выше карниза приводит к значительному искажению пропорций и облика здания. В случаях, когда без таких конструкций обойтись не удается, чаще всего это происходит с крупными торговыми центрами, их дизайн и расположение должно быть продумано с особой тщательностью.

Теги: #