Москве не хватает пространства - Московская перспектива

Москве не хватает пространства

Москве не хватает пространства
Москве не хватает пространства
Как следует реорганизовать российскую столицу

Всемирно известный датский урбанист Ян Гейл провел по заказу НИиПИ Генплана Москвы исследование публичных пространств и общественной жизни российской столицы. Его рекомендации уже используются в работе по планированию и благоустройству общественной среды, теперь власти решили ознакомить с ними рядовых москвичей.

На прошлой неделе у здания Москомархитектуры на Триумфальной площади открылась выставка, на которой представлены результаты исследований господина Гейла, а также достижения Москвы в сфере благоустройства общественных пространств и планы по их дальнейшему развитию.

В течение полутора лет эксперты архитектурного бюро Gehl Architects занимались изучением публичных территорий российской столицы, проводили их сравнительный анализ с другими мегаполисами мира. В исследовании затрагиваются вопросы качества городской среды, дизайна форм и удобства общественных пространств. Свои изыскания специалисты проводили в центре Москвы, в пределах Садового кольца, а также на двух периферийных участках – в районах Останкинский и Строгино. Были проанализированы направления пешеходных потоков и количество пешеходов, виды активности горожан, качество общественных территорий – тротуаров, фасадов, озеленения, уровня шума, уличной мебели и т.д. Результаты этой работы были обобщены в книге «Москва. На пути к лучшему городу для людей», где дан подробный список рекомендаций, как реорганизовать город, чтобы он стал по-настоящему комфортным.

Выступая на открытии выставки, и.о. директора НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматулина отметила, что развитие общественных пространств является приоритетом в работе по улучшению качества жизни в городе. «Мы будем эту работу (исследования Яна Гейла. – «МП») использовать, применять ее в Генеральном плане и более широко распространять, чтобы москвичи могли ознакомиться с такими исследованиями, – подчеркнула госпожа Нигматулина. – Когда формируются общественные пространства и когда речь идет о комфортном городе, необходимо участие и понимание самих москвичей».

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в свою очередь, рассказал, что работа датского урбаниста имеет не только образовательное, но и огромное прикладное значение: «Элементы этой работы сейчас интегрируются в разного рода производные, технические составляющие, концепцию благоустройства города».

По мнению Яна Гейла, Москва обладает огромным потенциалом для развития. Среди ее бесспорных достоинств – богатая история, множество хорошо сохранившихся памятников архитектуры, четкая радиально-кольцевая структура улиц, протяженные бульвары, большое количество зеленых зон и водоемов. Однако даже сильные стороны российской столицы пока не работают на ее комфорт и привлекательность. Так, по общей площади парков и других природных зон Москва является одним из самых зеленых городов мира, однако просто засаженных деревьями участков недостаточно, чтобы в них протекала бурная общественная жизнь. Необходимо оформлять и благоустраивать их таким образом, чтобы людям приятно было там отдыхать и общаться. Пока большинство зеленых территорий не отвечает этим требованиям, однако работа в этом направлении уже идет полным ходом: изменили свой облик ЦПКиО им. Горького и парк «Сокольники», заработала программа «Народный парк», по всему городу ведется благоустройство скверов, объявлен международный конкурс на создание концепции парка «Зарядье», который должен будет объединить в единое культурное пространство ряд исторических памятников и знаковых мест столицы.

Большим градостроительным потенциалом, который сейчас почти не используется, обладают набережные рек и каналов. В настоящее время они практически полностью заняты дорогами и парковками, не имеют достаточного количества выходов к воде и пешеходных зон. По мнению господина Гейла, необходимо ограничить транспортный поток, чтобы обеспечить доступ к воде для пешеходов и велосипедистов, укрепить связь между набережными и другими общественными пространствами, а также между берегами рек, для чего необходимо построить больше мостов, создать для них индивидуальное оформление и освещение. Сами же набережные должны стать общедоступными и привлекательными парками и бульварами.

В последнее время неоднократно поднимался вопрос о том, что качество жизни в городе во многом определяется комфортом для пешеходов. В столице люди практически не гуляют, поскольку большинство улиц остаются для этого малопригодными. Датский урбанист рекомендует сделать тротуары более широкими и удобными, создавать общественную инфраструктуру на первых этажах зданий, устанавливать на улицах скамейки, проводить озеленение, ввести и сделать основным узкоколейный транспорт, организовать велосипедные дорожки. Немаловажную роль играет и создание пешеходных улиц. Эта работа уже ведется. В этом году в центре Москвы создано шесть пешеходных участков – на Никольской улице, Крымской набережной, улице Большой Дмитровке, в Тверском проезде, от площади Гагарина до Киевского вокзала и от Пятницкой улицы до Болотной набережной. А к концу следующего года планируется разработать концепции создания и развития 11 пешеходных зон общегородского значения.

Большую роль играет также визуальное восприятие городской среды. Сейчас элементы городского пейзажа плохо согласованы, улицы пестрят от обилия рекламы, вывесок, дорожных знаков, информационных щитов, технических конструкций и декоративных элементов. Большинство из них выглядит неэстетично, размеры рекламных носителей рассчитаны в основном не на пешеходов, а на автомобилистов и попросту сбивают с толку идущих по улицам людей. По заказу Москомархитектуры к июлю этого года была разработана архитектурно-художественная концепция размещения рекламных и информационных конструкций, которая сейчас воплощается в жизнь.

Затрагиваются в исследовании и проблемы городского освещения, которое украшает столицу, но не рассчитано на людей: подсветка выделяет фасады исторических зданий и памятников, но не создает комфортную и безопасную среду для пешеходов. Многие тротуары остаются неосвещенными, а в некоторых случаях, наоборот, людям мешает слепящий свет прожекторов, установленных на зданиях. Наблюдается избыток светящейся рекламы, а также низкое эстетическое качество декоративного освещения. В этом году был реализован проект архитектурно-художественной подсветки зданий Садового кольца, разработанный художественным советом Москомархитектуры. Его основной идеей было гармоничное использование всех средств освещения для повышения уровня комфорта, безопасности и визуального восприятия городских пространств. Впоследствии единую концепцию освещения планируется реализовать и в других районах города.

Это лишь некоторые из направлений, по которым предлагает двигаться датский эксперт, чтобы сделать Москву красивым и комфортным городом. «Работа Яна Гейла очень дискуссионная, – говорит главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов. – Он увидел наш город и нашу жизнь глазами постороннего человека. Это очень полезно. Человек привыкает к своей одежде и может не понимать, что ее пора поменять, а мы на какие-то очевидные вещи часто просто не обращали внимания».