Подрядчики предпочитают винчестеры - Московская перспектива

Подрядчики предпочитают винчестеры

Подрядчики предпочитают винчестеры



Накануне субботника корреспондент «Московской перспективы» подробно познакомился с проектом реконструкции улицы Народного Ополчения, который включает в себя строительство первого в России винчестерного тоннеля.

Традиционно любой пресс-тур на объекты, которые ведет НПО «Космос», начинается в штабе строительства Алабяно-Балтийского тоннеля, что на Балтийской улице. Непременные атрибуты похода на стройку подрядчики заботливо берегут для всех гостей: куртки, резиновые сапоги и каски. Без них на площадку проход закрыт. Первая точка – Центр управления проходкой (ЦУП), который контролирует ход работ в тоннеле. Сергей Чеботарёв объясняет, что прямого отношения к реконструкции улицы Народного Ополчения и винчестерному тоннелю, на который приехали смотреть журналисты, ЦУП не имеет, зато имеет косвенное. ЦУП следит за объектами, расположенными в зоне транспортного узла на Соколе – это близлежащие здания, Ленинградский и Волоколамский тоннели, а также тоннели метро. Технология этой слежки такова: на всех сооружениях установили специальные датчики, представляющие собой небольшие геодезические «таблетки», в тоннеле находится прибор, который строители называют «циклопом», своим единственным глазом он «простреливает» каждый из датчиков и передает информацию о положении конструкций в ЦУП. По образу и подобию Центра управления проходкой был организован мобильный передвижной Центр мониторинга строительства (ЦМС), который будет следить за деформацией зданий, находящихся вблизи строительства транспортных сооружений Северо-западной хорды (СЗХ), частью которой является тоннель на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина.

Главное отличие ЦМС от ЦУПа – автобус может перемещаться от одного объекта к другому. Сейчас на СЗХ одновременно начинается возведение четырех тоннелей: одного на улице Народного Ополчения, еще трех – на Большой Академической. Передвижной центр будет следить сразу за всеми зданиями и сооружениями, расположенными вблизи этих строек.

Следующая точка, которую показывают журналистам, – непосредственно площадка строительства тоннеля. Несмотря на то что реконструкция улицы Народного Ополчения началась всего несколько недель назад, техники и рабочих здесь много. Одних буровых машин около десятка. Как поясняют подрядчики, уже начались работы по сооружению ограждающих конструкций котлована будущего тоннеля. Буровые машины выкапывают грунт, одновременно заполняют образовавшиеся отверстия цементной смесью, а потом, пока раствор не застыл, опускают туда металлический каркас. И так на всем протяжении будущего транспортного сооружения. Всего предстоит «залить» несколько тысяч таких бетонных столбов. В результате получатся две параллельные боковые стенки длиной примерно 500 метров каждая. Потом между ними поставят металлические распорки, и тогда можно будет начинать выкапывать сам тоннель.

«Прежде чем приступить к реконструкции улицы Народного Ополчения, необходимо было договориться с жителями о начале работ. Мы разъяснили им, что строим, зачем и почему. До тех пор, пока не начался нормальный диалог, к стройке не приступали, – говорит Сергей Чеботарёв. – Сегодня отношения у нас с жителями наладились: мы выясняем вместе с ними, где сделать проход между стройплощадками, где буровой станок поставить и так далее».

Жители также активно участвуют в работе по компенсационному озеленению. «Под топор» на улице Народного Ополчения пойдут около 650 деревьев, а взамен высаживается около 1300, то есть ровно в два раза больше. Мы сейчас заняты тем, что вместе с жителями ищем места для компенсационного озеленения непосредственно в зоне производства работ, так, чтобы максимум деревьев высадить там, где они были срублены», – говорит господинн Чеботарёв.

Также, идя навстречу пожеланиям жителей, власти города решили построить на улице Народного Ополчения винчестерный тоннель. «Стояла задача – отодвинуть борта дороги от домов. Наиболее оптимальным вариантом является размещение направлений движения в разных уровнях: один над другим. В Москве, как и вообще в России, такой тоннель первый», – отмечает Сергей Чеботарёв. Технически особой сложности работы по строительству винчестерного тоннеля не представляют. Однако, отмечает глава стройкомплекса Марат Хуснуллин, его возведение занимает больше времени и он примерно на 700–800 млн рублей дороже обычного тоннеля. Его стоимость составит около 5,4 млрд рублей.

Винчестерным тоннель назван по аналогии с оружием. «Существует обычная двустволка – стволы у которой горизонтальные, то есть один сбоку другого, а есть винчестер, у которого стволы расположены вертикально, – объясняют подрядчики. – Так вот, если обычный тоннель – это двустволка горизонтальная, то вертикальный – это винчестер. Отсюда и название».