Хватит и одного тоннеля

Хватит и одного тоннеля

Хватит и одного тоннеля
Хватит и одного тоннеля
Несколько участков столичного метро построят по испанскому методу

До 2020 года в столичном метро планируется построить более 160 км новых линий и 78 станций. Объемы очень большие. Для оптимизации технических и финансовых вопросов столичные чиновники решили воспользоваться так называемым испанским методом – он предполагает сооружение одного тоннеля большого диаметра, а не привычных двух. Соответственно на станциях будет две параллельные боковые платформы, между которыми в разных направлениях пойдут поезда. Так построят, например, 10 из 27 станций второго кольца (Третий пересадочный контур). Подробности прозвучали на лекции, посвященной проектированию и строительству столичного метро, которую организовал ОАО «Мосинжпроект».

Проектированием и строительством ряда станций и коммуникаций столичного метрополитена в числе прочих сегодня занимается и испанская компания Bustren. Ее специалисты, имеющие богатый опыт работы в сложных гидрологических условиях, строили метро в городах Португалии, Индии, Мексики и других стран. По испанскому методу будут построены четыре станции Кожуховской ветки: «Ферганская», «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская», а также 10 станций второго кольца.

По словам заместителя мэра Москвы Марата Хуснуллина, у этого метода есть неоспоримые плюсы – существенная экономия бюджетных средств и сокращение сроков строительства. Основное его отличие – двухпутный тоннель. Практически все линии столичной подземки сегодня имеют два однопутных тоннеля, проходка которых выполняется двумя щитами диаметром около 6 метров каждый. Во время использования и проходки двухпутного тоннеля используется один щит диаметром 9 метров. «Для строительства двух обособленных тоннелей необходимо два щита, соответственно, и две бригады специалистов – а это около 200 человек. В двухпутных тоннелях работает один щит, на обслуживание которого требуется около 130 человек», – рассказал Марат Хуснуллин. Кроме того, двухпутный тоннель облегчает трассировку линии, а также оборудовать его инженерными системами дешевле и проще.

Само строительство ведется по инновационной технологии «топ-даун», которая позволяет строить станции условно закрытым способом «сверху вниз». Сначала строители возводят стену в грунте, которая одновременно является и несущей конструкцией станции, и ограждением котлована. Это дополнительная экономия, так как в открытом котловане ограждение возводится отдельно. Затем строится часть горизонтального перекрытия. «Весь этот процесс занимает около трех месяцев», – рассказывает главный архитектор проекта компании Bustren Анастасия Мингалеева.

У станций, построенных по испанскому методу, также имеются отличия: пути поездов в них пролегают в центре, а платформы располагаются по краям. По такому принципу, кстати, построена станция «Александровский сад», все остальные станции столичного метро выполнены «островным» способом. «Многие технические и вспомогательные помещения «островной» станции располагаются не в контуре платформы, а за ее пределами – это связано с невозможностью перекладки инженерных коммуникаций, расположенных близко к станции. В связи с этим ее длина почти в два раза больше», – говорит Анастасия Мингалеева.

К вопросу безопасности испанцы тоже подходят более основательно. Как сообщила госпожа Мингалеева, отечественные строительные нормы и правила предусматривают возможность использования эскалатора как основного эвакуационного выхода. У испанцев помимо четырех блоков эскалаторов есть четыре пожарных лифта, платформы оборудованы зонами безопасности с подводом воздуха для инвалидов-колясочников, которые могут находиться там, ожидая спасателей. А по всей длине станции частым шагом расположены различные эвакуационные выходы.

К строительству станций по испанскому методу столичные чиновники намерены приступить через год – после монтажа щитов увеличенного диаметра. По словам руководителя департамента строительства Андрея Бочкарёва, сейчас идет размещение заказа на изготовление тоннелепроходческих комплексов. Производство займет около 10–12 месяцев, после чего можно будет монтировать щиты и приступать к проходке линий.

Теги: #