«Два года – не срок для мегапроектов» - Московская перспектива

«Два года – не срок для мегапроектов»

«Два года – не срок для мегапроектов»
«Два года – не срок  для мегапроектов»
Дмитрий Медведев и Сергей Собянин обсудили проблемы развития новой Москвы

Столичным властям не хватает собственного административного ресурса, чтобы решить все задачи, направленные на комплексное развитие новой Москвы. На совещании, которое провел премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, мэр Москвы Сергей Собянин попросил правительство выделить средства на реконструкцию Киевского направления железной дороги, передать городу земли ФГУПов, повлиять на естественные монополии и ускорить принятие закона, регламентирующего создание медицинского кластера на территории административно-делового центра в Коммунарке.

Совещание по перспективному развитию присоединенных к Москве территорий состоялось в офисном комплексе «Комсити», который построен в новом для России формате «город в городе». К сожалению, ознакомиться со всеми его преимуществами Дмитрий Медведев и сопровождавшие его чиновники не смогли. Здание находится на этапе отделки, к визиту премьера строители успели подготовить только атриум главного корпуса, который украсили карты новой Москвы с ключевыми показателями ее развития.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что хотя два года – это не срок для мегапроектов, но уже сегодня понятно, как эта территория будет жить и развиваться до 2035 года. «Конечно, на месте новой Москвы должен появиться не очередной спальный район с парой торговых центров. Основная цель – сформировать комфортную городскую среду и сделать новую Москву современной с точки зрения градостроительных технологий, дорожной, социальной инфраструктуры, экологии, решить проблему с переносом центров деловой активности и разгрузить исторический центр города», – отметил премьер.

Ряд этих задач уже выполняется. За минувшие два года на присоединенных территориях были построены 4 школы на 2575 учащихся, 14 детских садов на 2695 мест, 6 поликлиник, созданы три парковые зоны. Полным ходом ведется строительство новой ветки метрополитена, которая соединит район Саларьево со станцией «Тропарево» Сокольнической ветки. До конца года власти объявят конкурс на реконструкцию главной транспортной артерии новой Москвы – Калужского шоссе. В перспективе на присоединенных территориях будет построено 17 станций метро, 140 км дорог и 100 млн кв. метров недвижимости, более половины из которой (52 млн кв. метров) – жилой фонд. По словам Сергея Собянина, наиболее активная застройка развернется в так называемом «поясе урбанизации» – от Южного Бутова до Троицка.

По мнению Дмитрия Медведева, комплексное жилищное строительство должно улучшить показатели столицы. Москва является одним из самых густонаселенных мегаполисов, при этом уровень обеспеченности жильем на душу населения в столице, как известно, один из наиболее низких по стране – 19 кв. метров на человека. «Освоение новых территорий позволит если не так быстро решить эту задачу, но в принципе создать все условия для того, чтобы она была решена в среднесрочной перспективе», – считает премьер. Другое важное направление, по которому власти уже активно работают, – благоустройство. «Все, кто переезжает в новую Москву, не должны испытывать никаких неудобств – не должно быть необходимости каждый день по каким-то делам мотаться в центр Москвы», – заявил глава правительства.

А вот задача по перебазированию органов исполнительной и законодательной власти за пределы МКАД пока снята с повестки дня. Дмитрий Медведев подчеркнул, что это дело правильное и нужное, к тому же и сама новая Москва с вертолета напомнила ему столицу Бразилии Бразилиа, где пошли именно по такому пути, но пока на строительство правительственного центра нет средств. «Это задача отдельная, мы ее продолжаем обсуждать, пока она не завершена. Сейчас с деньгами у нас все не так просто, к тому же и вообще это задача сверхсложная, но в принципе выполнимая и, как мне представляется, сама по себе достаточно интересная», – резюмировал господин Медведев, комментируя собственную инициативу трехгодичной давности.

В свою очередь, Сергей Собянин заверил премьера, что инвестиции в новую Москву пока удается успешно привлекать и без создания правительственного центра: объем ежегодных вложений в эту территорию составляет около 300 млрд рублей в год, в ближайшие год-два он вырастет до 400–500 млрд рублей (см. вынос).

Однако существует ряд проблем, для решения которых административного потенциала горадминистрации недостаточно и требуется помощь федерального правительства. «В частности, с точки зрения транспортной инфраструктуры в первую очередь эта помощь заключается в развитии существующих линий железной дороги», – заявил Сергей Собянин. Он пояснил, что речь идет о реконструкции Киевского направления до аэропорта «Внуково». Уже сегодня все транспортные возможности по доставке пассажиров в этот аэропорт исчерпаны. Тогда как, по прогнозам Министерства транспорта, в ближайшее время пассажиропоток увеличится более чем вдвое. Мэрия просит правительство РФ включить Киевское направление в программу реконструкции железнодорожных линий Московского транспортного узла и выделить на эти цели соответствующие финансовые лимиты.

Другая проблема – инвестпрограммы естественных монополий, которые, по мнению горадминистрации, должны быть дополнены проектами по созданию электросетей, газоснабжения и водоснабжения в новой Москве. Пока переговоры с Газпромом и Россетями продвигаются не слишком успешно, что создает большие риски для перспективного развития присоединенных территорий. «Мы просим, чтобы и Газпром, и Россети в свои инвестиционные планы включили развитие этих направлений, иначе мы через год-два будем вынуждены остановить все стройки», – обратился к премьер-министру Сергей Собянин.

Также градоначальник попросил передать в распоряжение горадминистрации земли ФГУПов, которым принадлежит порядка 10 тыс. га, расположенных за МКАД. Большая часть ФГУПов, по его словам, уже переведена в коммерческое использование, продана коммерсантам и активно застраивается жильем. Город хочет получить контроль над предприятиями, оставшимися в ведении федеральных структур, в частности РАН, чтобы «хотя бы знать, что с ними происходит» и иметь земельные участки для региональных нужд. «Мы не собираемся их застраивать одномоментно, но это земли будущего развития», – подчеркнул мэр и отметил, что сейчас площадки под строительство станций метрополитена и другие транспортные объекты городу приходится выкупать у частников.

И еще одна тема, прозвучавшая на совещании, – создание в админи-стративно-деловом центре «Коммунарка» медицинского и образовательного кластеров, которые должны стать основными драйверами развития новой территории вместо отложенного до лучших времен правительственного комплекса. Сергей Собянин рассказал, что в настоящее время готовится федеральный закон о медицинском кластере, который позволит привлекать зарубежные инвестиции в создание медцентров по западным технологиям и с соответствующими западными лицензиями. Инвесторы проявляют большой интерес к этому проекту, обещающему стать медицинским «Сколково». «Они просто ждут как из печи пирога этого закона, поэтому просим, чтобы вы дали поручение ускорить его принятие», – сказал мэр. Что касается образовательного кластера, то для его создания достаточно внутренних документов правительства. По словам градоначальника, в мэрии Москвы ожидают, что Министерство образования ускорит разработку проекта планировки участка, выделенного под строительство учебных корпусов, научных лабораторий, общежитий, жилья для преподавателей, объектов физкультуры и спорта и других атрибутов современного университетского комплекса.

ЦЕНА ВОПРОСА

По оценкам горадминистрации, всего до 2035 года в новую Москву необходимо привлечь 7 трлн руб. инвестиций, из которых две трети частные, а остальное – средства естественных монополий. При этом большая часть финансирования – свыше 5 трлн руб. – будет направлена в недвижимость, 1 трлн руб. пойдет на создание дорожно-транспортного каркаса, 600 млрд руб. вложат в инженерную инфраструктуру и почти 400 млрд руб. – в строительство социальных объектов и благоустройство.