Памятники горят - Московская перспектива

Памятники горят

Памятники горят
Памятники горят
Пожары остаются серьезной угрозой для старинных зданий столицы

В минувший вторник в Филевском парке в здании усадьбы Нарышкиных – памятнике истории с интересной биографией – случился пожар. Оперативно прибывшие к месту происшествия пожарные быстро потушили пламя. Однако зданию нанесен значительный урон, обрушились купол и кровля. За последние годы в столице от пожара горело немало исторических зданий.

Местность, где расположена усадьба, с 1690 года принадлежала Нарышкиным. В середине ХIХ века обширное имение на высоком берегу реки Москвы продали по частям: усадьбу Кунцево приобрел купец и меценат Козьма Солдатенков, две другие части бывшего владения Нарышкиных — купцы Солодовников и Шелапутин. Еще в конце ХVIII века в Кунцеве появился деревянный дом в стиле раннего классицизма, в ту же пору сформировался и усадебный пейзажный парк: его украшением являлись мраморная скульптурная группа «Плутон, похищающий Прозерпину» и каменный грот. Солдатенков многое изменил в приобретенной им барской усадьбе. В частности, выстроил заново (из кирпича) главный дом, сохранив формы постройки нарышкинских времен. Именно этот дом, давно стоявший на реставрации, пострадал при ночном пожаре 5 августа. К счастью, обошлось без жертв и пострадавших. По предварительным данным следствия, причиной возгорания стала неисправная электропроводка.

За последние годы в столице горело немало исторических зданий. Иногда дело ограничивалось частичными повреждениями, но, к сожалению, бывало, что огонь полностью уничтожал старую постройку. Во всех случаях приходится говорить о несоблюдении правил пожарной безопасности и изношенности электросетей.

Широкое освещение в СМИ получила история бывшего доходного дома купца Василия Быкова, что на 2-й Брестской улице. Здание спроектировал в 1909 году классик русского модерна Лев Кекушев. Дом строился из лучших материалов с применением новаторских инженерных решений, отличался повышенной комфортностью, его оформляли талантливые художники. Советские времена здание пережило без особых потерь – сохранились не только подлинные фасады и внутренняя планировка, но и многие элементы отделки. Пожар в доме Быкова вспыхнул 16 сентября 2009 года. Частично обрушились кровля и перекрытия, серьезно пострадали интерьеры. Причину возгорания так и не удалось установить, но многие эксперты полагают, что виновниками пожара стали иностранные рабочие, нелегально проживавшие тот период в доме. После этого еще несколько лет дом-памятник стоял без ремонта, постепенно разрушаясь. Краеведы и историки архитектуры забили тревогу. В апреле 2012 года правительство Москвы присвоило дому Быкова статус объекта культурного наследия регионального значения. Были проведены противоаварийные мероприятия и найден новый инвестор, ныне все готово к началу реставрации (подробнее см. материал в «Московской перспективе», № 13, 2014).

В одну из декабрьских ночей того же 2009 года вспыхнули палаты Гурьевых в Потаповском переулке. Старейшая часть здания – нижний этаж, где сохранились своды построенных в 1671 году палат рыботорговца Гурьева. Дом неоднократно видоизменялся, а в 30-е годы ХХ века был надстроен двумя этажами. Первые владельцы палат – купцы Михаил и Алексей Гурьевы, позднее дом принадлежал купцам Золотаревым, Кокоревым, а перед революцией – Абрикосовым. В советское время здание отдали под конторы и коммуналки, помещения перепланировали, но интерьеры купеческих времен сохранились. В 2007 году жильцов отсюда выселили, дом имел статус выявленного памятника культурного наследия. Затем палаты Гурьевых передали инвестору под приспособление. Однако работы так и не начинались, а в старинном здании, по слухам, жили рабочие из Средней Азии, самовольно подключившиеся к электросети. Вспыхнувший пожар повредил, но не уничтожил историческую часть дома. Усилиями активистов-градозащитников обгоревшее здание было спасено от сноса, но судьба его и ныне не совсем ясна. Инвестор тянет с началом восстановительных работ, и палаты Гурьевых, которым идет уже четвертый век, стоят, ожидая своей участи.

Огонь в столице не щадит здания самых разных эпох. Так, в августе 2011 года полностью сгорел деревянный, оштукатуренный под камень павильон «Ветеринария» на ВДНХ. Хотя к тушению пожара были привлечены два вертолета, здание не удалось спасти. Жертв и пострадавших не было. Павильон «Ветеринария» не являлся памятником архитектуры, однако знатоки старой Москвы считают, что здание вполне заслуживало охранного статуса как одно из немногих, сохранившихся без переделок от ВСХВ 1939 года. «Строение, опиравшееся на элегантное полукружие шестнадцати колонн, чуть скрытое благородными лиственницами, было одной из интереснейших построек всей выставки… Оно воплотило принципы довоенного выставочного строительства из некачественных материалов, но с творческим подходом талантливых лепщиков, живописцев, прикладников, дизайнеров», – пишет москвовед Ольга Зиновьева в книге о ВДНХ. Постройка, простоявшая более 70 лет, была уничтожена пламенем менее чем за час.

А поздней осенью прошлого года сильный пожар вспыхнул на Трубной площади в здании театра «Школа современной пьесы» – объекте культурного наследия регионального значения. Горели деревянные межэтажные перекрытия, крыша, декорации, реквизит, мебель. Жертв удалось избежать почти чудом: огонь вспыхнул за 20 минут до начала утреннего детского спектакля, всех зрителей и сотрудников оперативно эвакуировали. Однако здание серьезно пострадало. От полного уничтожения дом спасла добротная дореволюционная кирпичная кладка. Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз уверен, что всему виной старая проводка, не ремонтировавшаяся с советских времен, а во время спектаклей нагрузка на электросеть возрастает в разы.

В этом здании, построенном в середине ХIХ века, располагался знаменитый ресторан «Эрмитаж» (работавший здесь повар французского происхождения Люсьен Оливье слыл несравненным мастером салатов). Ресторан посещали Иван Тургенев, Максим Горький, Федор Шаляпин, Петр Чайковский. В Татьянин день сюда съезжались профессора и студенты Московского университета. В начале ХХ века дом был частично перестроен, а после революции в нем разместились Дом крестьянина и кинотеатр «Труд».