Археологи окопались у «Пекина»

Археологи окопались у «Пекина»

Археологи окопались у «Пекина»

По московским законам перед началом строительства на исторических территориях столицы необходимо провести археологические исследования земельного участка. Причем проводиться они должны, как правило, за счет застройщика. Для компаний это нежелательная помеха – потеря времени, лишние расходы, поэтому нередки случаи, когда раскопок пытались избежать всеми правдами и неправдами. В данном случае девелопер на исследования не поскупился.

«Мы в полной мере проводим необходимые изыскательные работы на каждом объекте компании и очень рады тому, что в ходе раскопок были обнаружены ценные артефакты», – подчеркивает Евгений Боркин, вице-президент компании «Галс-Девелопмент», которая занимается реализацией проекта. Не скрывают своей радости и археологи. «В московском песчаном грунте крайне редко сохраняются экземпляры предметов быта, поэтому найденные вещи имеют высокую историческую ценность», – говорит главный археолог Москвы Леонид Кондрашов.

Раскопкам предшествовала большая подготовительная работа. В ходе анализа чертежей, карт и исторических документов ученые определили два наиболее перспективных для исследования участка площадью по 120 квадратных метров каждый – на них и проводятся раскопы. Глубина их уже достигает четырех метров. На срезе отчетливо видны все культурные слои: следы техногенной деятельности XX века, остатки каменной застройки XIX, угольно-черные прослойки, напоминающие о больших пожарах. Подобные раскопки в центре мегаполиса – это еще и сложное инженерно-техническое сооружение. Поскольку площадь раскопа ограничена, а глубина велика, необходимо серьезно укрепить его стены, построить систему трапов, навес, защищающий от непогоды.

Затруднения вызывает и близость грунтовых вод. На глубине четырех метров археологам приходится вести поиск фактически в жидкой грязи, при этом постоянно откачивая из раскопа воду. Однако в этой ситуации есть и свои плюсы – во влажном грунте хорошо сохраняются изделия из органических материалов.

«В ходе работ были найдены фрагменты обуви, конской упряжи, часть поясной сумки и старообрядческий кожаный амулет-лествица, которые находились в законсервированном состоянии в слоях органики, куда не проникали бактерии. Это большая удача, что они «дожили» до наших дней», – рассказал Леонид Кондрашов.

Найденные предметы раскрывают интересные детали быта людей, живших здесь в минувшее время. Разбросанные монетки свидетельствуют о том, что у обитателей этих мест водились деньги (раз хозяева могли себе позволить их даже терять), деревянные щетки для вычесывания лошадей, упряжь и подковы напоминают о профессиональной принадлежности жителей Ямской слободы, кожаная обувь дает представление о «моде» тех лет, а многочисленные бутылки – о вкусовых пристрастиях. Среди следов XIX века – аптечные склянки, коробки из-под крема, помадные банки, курительные трубки и разнообразные изразцы. Обнаружилась даже столярная мастерская с целым набором инструментов, располагавшаяся здесь в конце XIX – начале XX века.

По словам заместителя генерального директора ООО «Археологические изыскания в строительстве» Владимира Берковича (именно его организация и проводит раскопки рядом с «Пекином»), всего было обнаружено более 350 предметов, которые сами по себе представляют историческую ценность.

Самые старые находки – фрагменты керамики XV–XVI веков. А наиболее ценное, по мнению археологов, – это историческая информация, которую приобретают ученые. Все обнаруженные на площадке артефакты будут тщательно изучены, а затем переданы в Музей истории Москвы. Начатые в марте этого годы раскопки археологи планируют завершить к концу лета.

История места

Точное время возникновения поселения на месте сегодняшней Большой Садовой улицы не установлено. Известно, что во время правления Бориса Годунова, в 1591 году сюда, за Земляной вал, с территории Белого города перенесли Тверскую-Ямскую слободу. Фактически это было поселение ямщиков, которые жили и держали лошадей на выезде из города. По описи 1628 года в слободе было «60 дворов ямских охотников, людей в них 230 человек». В 1671 году случился крупный пожар, почти полностью уничтоживший деревянное поселение, которое затем фактически было отстроено заново и продолжало расти. К 1722 году здесь было уже 173 двора, однако в следующем году 117 из них сгорели во время очередного пожара. В «Описании Москвы» 1790 года говорится, что в слободе было 146 дворов, лесной ряд и большая улица. Оборонительные сооружения Земляного города сохранялись до начала XIX века. После пожара 1812 года снесли вал и засыпали ров, на их месте начала строиться улица, по-прежнему деревянная. В один из приездов в Москву император Николай I обратил внимание на невзрачный вид Тверской-Ямской улицы и приказал построить здесь каменные дома. Домовладельцам, у которых не хватало на это средств, выдавали беспроцентные ссуды на 30 лет, однако застраивать улицу небольшими каменными домами стали лишь в начале XX века. Современный вид Большая Садовая начала приобретать в конце 30-х годов. В это же время архитектор Дмитрий Чечулин разработал и проект гостиницы «Пекин». В 1939 году начали рыть котлован, однако вскоре работы были свернуты. Они возобновились только после войны, а в эксплуатацию гостиницу ввели в 1956-м. В настоящее время здание «Пекина» – образец сталинского ампира – объявлено памятником архитектуры.

Теги: #