Земельные платежи никуда не денутся - Московская перспектива

Земельные платежи никуда не денутся

Земельные платежи никуда не денутся
Земельные платежи никуда не денутся
Что собой представляет новый налог на недвижимость

В 2015 году Москва сможет ввести новый налог на недвижимость физлиц, который пополнит доходную базу бюджета, просевшего в условиях экономической нестабильности. Ранее предполагалось, что налог будет один и заменит собой налог на имущество и земельный налог. Однако, согласно последним поправкам к законопроекту, правительство решило отказаться от этой идеи и сохранить без изменений действующие земельные платежи. Депутаты должны принять законопроект во время осенней сессии.

В первом чтении закон о новом порядке налогообложения недвижимости был принят еще в 2004 году. По нему единый налог на недвижимость предлагалось вводить для юридических и физических лиц – собственников объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей и т.д., а также земельных участков, на которых расположены такие объекты. Однако весной этого года на совещании у президента Владимира Путина подходы к получению дополнительных доходов с принадлежащего гражданам имущества решено было изменить. В частности, правительство отказалось от основополагающего принципа новой налоговой политики, предусматривающей единство платежа.

Новые поправки к законопроекту, которые Минфин уже внес в Госдуму, предусматривают, что налог на недвижимость придет на смену налогу на имущество физических лиц, который должен быть отменен регионами с 2015 по 2019 год. При этом плата за владение землей будет взиматься в прежнем порядке.

Отказаться от идеи взимания единого налога, которая активно обсуждалась в течение 10 лет, властям пришлось по двум причинам. «Поскольку новый налог будет взиматься не по инвентаризационной стоимости имущества, а на основе кадастровой оценки, более приближенной к реальной рыночной стоимости объекта, его размер бы вырос в 2–3 раза. Вероятно, чиновники побоялись роста социальной напряженности в обществе», – говорит декан факультета «Налоги и налогообложение» НИУ ВШЭ Вадим Засько. Второй аспект – неготовность самой кадастровой системы оценки недвижимости. Если кадастровая оценка земель в большинстве субъектов РФ давно проведена, то с оценкой помещений все гораздо сложнее. Неслучайно чиновники собираются дать регионам 4 года на актуализацию своих баз данных для целей налогообложения.

Впрочем, к Москве это не относится. Как сообщили «Московской перспективе» в горадминистрации, столичные власти еще в ноябре прошлого года утвердили кадастровую оценку расположенной в мегаполисе недвижимости, но при расчете налога пока используются только данные по офисам и торговым центрам площадью свыше 5 тыс. кв. метров. Это 32 млн кв. метров недвижимости или 1,8 тыс. объектов. С 2015 года новая схема налогообложения будет применяться к коммерческим объектам площадью свыше 3 тыс. кв. метров. «Перевод физических лиц на уплату налога от кадастровой стоимости квартир пока не обсуждается, так как нет решения законодателей. Но все данные по жилью у нас есть», – отмечает представитель мэрии.

В Минфине рассчитывают, что депутаты проголосуют за проект в течение осенней сессии, чтобы он мог вступить в силу с 1 января 2015 года. Конечно, документ спорный и вызовет много поправок (их можно вносить в течение всего июля и августа), но он необходим регионам, чтобы поддержать просевшую из-за экономической нестабильности доходную базу. По некоторым данным, субъекты РФ уже по итогам первого полугодия недосчитались 600 млрд рублей. Когда закон будет принят, региональные власти с 2015 по 2019 год по мере готовности кадастровых оценок смогут отменять действующий налог на имущество физлиц, рассчитывающийся по инвентаризационной стоимости жилья, и вместо него вводить налог на недвижимость, зависящий от кадастра. Предельные ставки: 0,1% от кадастровой стоимости объектов – для жилья (в том числе и недостроенного), гаражей, машино-мест, 0,5% – для иных строений. Отдельно в развитие идеи о налогах на роскошь установлена ставка для недвижимости стоимостью свыше 300 млн рублей — до 2%. Налогом не облагаются (и подлежат вычету из общей площади) 20 кв. метров в квартире, 10 кв. метров в комнате и 50 кв. метров в индивидуальном жилом строении (ИЖС). Повышать налоговую нагрузку планируется в течение 5 лет: ежегодно с 2020 года сумма налога будет расти на 20%. В Минфине считают, что в таком случае процесс пройдет менее болезненно для населения, но не заметить нововведение у собственников, если они не Рокфеллеры, вряд ли получится.

«Кадастровая стоимость меньше рыночной процентов на 30. Например: в Москве при рыночной стоимости типовой двухкомнатной квартиры общей площадью 55 кв. метров около 9 млн рублей кадастровая стоимость будет около 6,3 млн рублей, а облагаемая налогом сумма с учетом вычета 20 кв. метров – 4 млн рублей. Получается, что налог составит 4000 рублей – явно больше существующих платежей», – поясняет Надежда Сидорова из АКБ «Ланта-Банк». По данным АКГ «ФинЭкспертиза», усредненная кадастровая стоимость 1 кв. метра жилой площади в Москве оценивается в 150–160 тыс. рублей. Это значит, что в среднем рост налога ожидается примерно в 3–3,5 раза.

Больше всего, считают эксперты, пострадают жители центра Москвы и владельцы жилья в старом жилом фонде. Разрыв между инвентаризационной и кадастровой стоимостью таких квартир в среднем составляет 10–30 раз. Соответственно даже при самой низкой налоговой ставке их владельцы заплатят государству в 4–7 раз больше. А вот жителям новостроек, можно сказать, повезло, поскольку остаточная стоимость домов со сроком эксплуатации меньше 10 лет фактически приближена к рыночной. «Это значит, что увеличение налога при переходе на расчеты от кадастровой стоимости будет минимальным. А максимально налог может вырасти от полутора до десяти раз», – полагает руководитель независимого экспертного центра «Общественная Дума» Роман Терёхин.

Заместитель главы ФНС Светлана Бондарчук утверждает, что такие прогнозы пока преждевременны. Последствия введения налога можно будет оценить только после того, как его основные элементы установят столичные власти.

Тем не менее эксперты не исключают, что в больших городах людям придется продавать квартиры в центре, чтобы купить более дешевые. Отказываться от собственности на второе жилье, дачу или гараж, поскольку налогообложению по новой схеме подлежат все перечисленные объекты. Или соглашаться на деприватизацию, поскольку обязанность платить налоги возникает только у собственников и не касается нанимателей. В наиболее сложном положении окажутся пенсионеры и льготники. До сих пор эти социально незащищенные категории освобождались от уплаты налога на имущество вне зависимости от его состава. Теперь же льгота будет применяться только к одному объекту из перечня, в который чиновники включили квартиру, дом (дачу) и гараж. А за остальные налог предполагается взимать в общем порядке.

Впрочем, нечеткость формулировок позволяет толковать нормы законопроекта двояко. В частности, в нем говорится, что «налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика на территории РФ и не используемого в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика». Некоторые эксперты считают, что словосочетание «налогообложение каждого вида» позволяет малоимущим гражданам получить льготы как для гаража, так и для дачи и квартиры.