Чудо-поезд на Северной дороге

Чудо-поезд на Северной дороге

Чудо-поезд на Северной дороге
Чудо-поезд  на Северной дороге
85 лет назад вышла на маршрут первая московская электричка

Не так давно Российские железные дороги отпраздновали свое 175-летие. А теперь юбилейную дату отмечает одно из самых важных подразделений компании – пригородные электрички. Исполняется 85 лет с того дня, как первый в России пригородный электропоезд отправился от Москвы до Мытищ. Этот вид пассажирского сообщения по-прежнему востребован в столице и Подмосковье.

3 августа 1929 года на Северном (ныне Ярославском) вокзале Москвы толпился народ. Многие были одеты по-праздничному. И не мудрено: в этот день в столице запускали первую электричку! Перед отправлением поезда состоялся небольшой митинг. Выступали сотрудники железной дороги, представители Моссовета, инженеры-путейцы… Эпохальное событие освещали корреспонденты множества изданий. Пуск электропоезда в газетах назвали одним из крупных достижений первой пятилетки.

На самом деле это была уже вторая электрическая линия в Советском Союзе. Первую построили тремя годами ранее в Азербайджане. Небольшой поезд возил рабочих из Баку до нефтепромыслового поселка Сабунчи. Но то был, по сути, пробный проект. Электричка на Апшероне курсировала по отдельной ветке и могла перевозить немного пассажиров. Событие же на Ярославской дороге стало началом широкой электрификации пригородных трасс в городах СССР. Электрички должны были повсеместно ходить по магистральным линиям вместе с остальными поездами на паровой тяге.

Почему выбрали именно участок Москва – Мытищи? К концу 20-х годов он был в столице одним из самых загруженных. Паровые пригородные поезда, оснащенные маломощными локомотивами, двигались медленно, с частыми остановками. Но город стремительно развивался, да и сама эпоха требовала увеличения скоростей. И тогда на Московской железной дороге создали Бюро электрификации. Многое в этой области советским инженерам приходилось делать буквально с нуля. Поэтому для первых московских электричек было закуплено оборудование английской фирмы «Виккер». (Ее первая буква увековечена в названии электропоезда «СВ».) Вагоны построили на одном из подмосковных заводов. Помощь в налаживании новой техники оказали технологи крупнейших профильных предприятий – «Динамо» и «Электросила».

К лету 1929-го на первом участке смонтировали контактную подвеску, построили высокие посадочные платформы, соорудили тяговые подстанции. Первый электропоезд отправился от перрона строго в назначенный час, пассажиры остались довольны и скоростью, и комфортом. Название «Северные железные дороги» теперь ассоциировалось у москвичей с электричками, которые курсировали здесь ежедневно с пяти утра до двух часов ночи. В следующие годы Ярославское направление бурно развивалось: уже в начале 30-х годов электропоезда пошли в Пушкино, Сергиев Посад (тогда Загорск) и в Щелково. В связи с внедрением электричек на линии появились и новые станции: Маленковская, Северянин, Лось. Теперь все они уже в черте Москвы.

Первые столичные электрички были достаточно просты по конструкции: удлиненная коробка с закругленной крышей, на которой располагались вентиляционные дефлекторы. Электропоезд состоял из трех вагонов – головного, моторного, прицепного. Средний, моторный вагон имел на крыше пантограф (токосниматель). По сравнению с поездами старых, часто еще дореволюционных марок электрички выглядели очень нарядно. Окраска новых поездов была яркой и запоминающейся. Первые московские электропоезда привлекали внимание многочисленных зевак. На вокзалы, дачные платформы и станции люди часто приходили полюбоваться на «чудо техники». Электрички соперничали по своей эффектности с паровозами, которые тоже переживали тогда период расцвета.

Внутренние помещения вагонов в первых электричках почти полностью были отделаны деревом. «Раздвижные двери из тамбура в пассажирское помещение, наружные двери с внутренней стороны, облицовка внутренних стен, оконные рамы – все это сияло свежей желто-оранжевой полировкой. Потолок был выкрашен в светлые тона. Внутри вагонов электричек было очень светло. В каждом вагоне ездили проводники, которые строго следили за поддержанием порядка. Они же громко объявляли о приближении к очередной остановке. У каждого проводника на ремне висел комплект сигнальных флажков, которые служили для подачи информации машинисту – можно или нельзя отправляться со станции», – пишет историк транспорта.

Еще она любопытная деталь: в довоенные годы в головных вагонах электричек несколько мест отводилось под детское отделение. Места отгораживались от остальной части белым шнуром, натянутым между спинками сидений. Вагон мог быть переполнен, но за шнур никому не разрешалось переступать. Проводник строго следил за выполнением этого правила и пропускал с одним ребенком только одного взрослого.

Пуск электричек стал важной вехой в развитии отечественного пассажирского транспорта. Неслучайно в 2004 году на здании вокзала в Мытищах установили мемориальную доску «в честь 75-летия со дня открытия первого электрифицированного участка железных дорог России».

Теги: #