Электричество на пределе - Московская перспектива

Электричество на пределе

Электричество на пределе

На прошлой неделе в метрополитене произошло очередное ЧП: на час контактный рельс на Серпуховско-Тимирязевской линии остался без напряжения. На перегоне между станциями «Серпуховская» и «Тульская» встали два состава. Движение было остановлено, по официальной информации, от станции «Боровицкая» до «Нагорной». Причем коллапс случился в обоих направлениях. На платформах скопились тысячи людей: ЧП произошло около 9 утра – в самый час пик. В вагонах метро в течение этого времени было трудно дышать. В первые минуты воздуха было достаточно, но потом запотели окна, у некоторых пассажиров начались невротические припадки. О том, что случилось и когда проблема будет устранена, пассажиры толком не знали. Машинист лишь объявлял, что нет напряжения.

Последовавшие затем в блогосфере комментарии очевидцев касались системы вентиляции тоннелей, которая очевидно не в состоянии справиться со своими задачами при ЧП. К тому же некоторые пассажиры удивлялись тому, что составы не оснащены возможностью автономного хода. По их рассказам, один из поездов стоял в тоннеле на расстоянии 100 метров от станции. Кто-то даже пошутил, что «открой машинист двери – дотолкали бы сами».

По сообщению представителей столичной подземки, причиной остановки движения стал неисправный состав. В свою очередь, и.о. руководителя департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов уточнил, что это был совершенно новый поезд 2013 года выпуска. Как получилось, что он оказался неисправным, можно только предполагать. Некоторые эксперты считают, что у сломавшегося состава нет даже единого производителя: двигатель выпускает один поставщик, шасси – другой. Что еще удивительно – совсем новый поезд не оснащен системой климат-контроля.

По словам председателя независимого союза работников Московского метрополитена Светланы Разиной, когда два состава попадают на один фидер (отрезок контактного рельса), если один из них старый, а другой новый, то напряжение может пропасть. Она также предположила, что причина ЧП может заключаться в том, что новые двигатели более мощные.

Напомним, неделей ранее в подземке случилось сразу три происшествия в течение одного дня. Сначала произошло возгорание кабеля на путях в тоннеле между станциями «Охотный Ряд» и «Библиотека имени Ленина», что повлекло серьезное задымление. Пришлось закрыть всю центральную часть ветки на четыре часа. Через несколько минут после возобновления движения произошло повторное возгорание, в результате пришлось эвакуировать 4,5 тысячи пассажиров. А вечером того же дня встала Серпуховско-Тимирязевская ветка. Поезд остановился на перегоне между станциями «Петровско-Разумовская» и «Тимирязевская».

На заседании столичного правительства вскоре после ЧП на Сокольнической ветке врио мэра Москвы Сергей Собянин вынес персональное предупреждение об ответственности начальнику метрополитена Ивану Беседину, который, в свою очередь, нашел виновников в собственном ведомстве. Главный инженер подземки получил строгий выговор, а начальник службы электроснабжения – уволен. Как доложил тогда Иван Беседин на заседании правительства, работники подземки провели ревизию аналогичных устройств в течение двух ночей и все замечания были устранены. «Их ревизия завершена, по каждому устройству составлен акт о нахождении его в работоспособном состоянии, гарантирующем безопасную работу», – отметил господин Беседин. Но не прошло и недели, как случилось очередное ЧП. Сейчас по поручению Сергея Собянина в подземке проходит тотальная проверка всего оборудования и подвижных составов.

Впрочем, увольнение сотрудников подземки кажется больше политической мерой, нежели наказанием виновных. Московский метрополитен не самая бедная организация и способна поддерживать свое хозяйство в безаварийном состоянии. Ежегодная прибыль ГУПа составляет около 6 млрд рублей. На ремонт электрооборудования тоже тратятся значительные средства. Например, в этом году на ремонт «тяговых и понизительных подстанций, капремонт и замену оборудования кабельной и осветительной сети» заложено 354 млн рублей. В прошлом году на эти цели выделялось чуть меньше средств – 330 млн рублей, однако освоены из них были лишь 230 млн рублей. В результате если в 2011 году было зафиксировано 24 пробоя кабеля, то в 2012-м – 40. Как рассказал корреспонденту «МП» один из транспортных экспертов, попросивший не упоминать его имя, очевидно, что столичная подземка не справляется с собственным хозяйством, которое устарело и морально, и физически. В этой связи разумным кажется строительство новых линий по схемам государственно-частного партнерства, а также закупка составов по контрактам жизненного цикла.

Первый такой конкурс на закупку составов должен состояться до конца лета. В качестве пилотного проекта контракт планируется объявить для метродепо «Новогиреево». Если эксперимент признают удачным, в дальнейшем контракты жизненного цикла распространят и на другие электродепо. Суть нововведения заключается в том, что подземка закупает не только новые составы, но и обязательства по их обслуживанию и ремонту на протяжении всего их 30-летнего срока службы.

Что касается возможности строительства линий метро по принципу государственно-частного партнерства, то, по словам и.о. главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, среди бизнес-структур желающие уже есть. Первым участком, который могут построить инвесторы, возможно, станет Кожуховская ветка. Она пройдет от Некрасовки параллельно существующей Таганско-Краснопресненской линии (эти ветки будут иметь пересечение в районе Лермонтовского проспекта) и выйдет в районе станции «Авиамоторная» Калининской линии. Предполагается, что на новой линии будет семь станций. Ее запуск намечен на 2016 год.