От своих принципов не отступаем

От своих принципов не отступаем

От своих принципов не отступаем
От своих принципов не отступаем
Владимир Жидкин о том, что изменилось в новой Москве за два года и какой она станет в будущем

За два года, истекшие с момента присоединения к Москве новых территорий, практически стихли голоса критиков. Сегодня всем очевидно, что это было верное решение. Растет интерес к новым землям со стороны покупателей жилья и арендаторов производственных и офисных площадей. Строятся новые дороги, реконструируются старые. Скоро появятся метро и линии скоростного транспорта. Свое видение этого важного для города процесса обозревателю «Московской перспективы» Юлии Игнатьевой изложил руководитель департамента развития присоединенных территорий Владимир Жидкин.

Владимир Федорович, представьте, человек в последний раз был в новой Москве в июле 2012 года. И сейчас едет туда снова. Что он увидит, что бросится ему в глаза?

– Он увидит, как за два года пригород превратился в городскую среду. Раньше это был просто лес, где-то дремучий. И редкие, не очень благоустроенные населенные пункты. Сегодня уже видно, что это город. Территории, которые прилегают к основным дорогам, вычищены и приведены в порядок. Этим занимаются структуры ЖКХ и благоустройства. Многие дороги отремонтированы, там, где дорог не было, они отсыпаны. Общественного транспорта стало гораздо больше. Очередей на остановках уже нет. Я сам стоял на остановках, видел, что автобусы ходят часто, и это новые комфортабельные машины. Словом, возникает ощущение города. Необычного – в этом городе много лесов, много дач.

Если вас попросят показать гостю несколько точек, чтобы у него сложилась понятная и комплексная картина того, что происходит на присоединенных территориях и какой станет эта часть Москвы в будущем, куда бы вы его отвезли?

– Сначала мы бы рассказали о том, что происходит. Сейчас мы находимся в стадии формирования новых проектов и изменения старых. Ну, что такое два года в вопросах градостроительства? Первый год ушел на то, чтобы разобраться с тем, что есть, внести корректировку в проектную документацию, увеличить количество детских садов, изменить функциональное назначение некоторых объектов – с тем чтобы количество социальных объектов соответствовало современным требованиям. Очень большая работа сделана по проектированию.

Но немало и построено.

–Да, например, дороги – от Киевского до Боровского шоссе и от Калужского до Киевского шоссе. Раньше это были разбитые двухполосные дороги, сегодня – четырехполосные с тротуарами, заездными карманами, с автобусными маршрутами. Метро сейчас строится в Румянцеве и Саларьеве. Создаются рабочие места. Например, «Индиго-парк» – в нем разместятся около 40 производственных предприятий мелкого бизнеса различной специализации. Человек уже сегодня может устроиться там на работу. 1 июля будет вводиться в эксплуатацию новый бизнес-центр в Румянцеве, первая очередь – 280 тыс. кв. метров. Это тоже новые рабочие места. Строятся интересные жилые микрорайоны, например, в Коммунарке жилой комп-лекс «Эдальго» Концерна «КРОСТ».

Чем он хорош?

– Очень любопытные фасадные решения, интересно сформирована сама застройка. Большой двор по периметру ограничен жилыми домами. Во дворе большая двухъярусная спортивная площадка, беговая дорожка. Получился большой парк внутри квартала. И там нет машин – все автомобили остаются за пределами территории. Это жилье возводится по принципу квартальной застройки. Мы можем показать строящиеся школы и детские сады, поликлиники – новые, современные, с немецким оборудованием, которые уже функционируют в поселках Знамя Октября, Фабрики им. 1 Мая, Первомайское. Именно в этих населенных пунктах были проблемы с поликлиниками, людям приходилось далеко ездить.

Про необходимость квартальной застройки в Москве говорят давно, но почему-то не всегда это получается. Город порой уступал застройщикам.

– Мы никому не уступаем. Все проекты, которые сегодня согласовываются, разработаны по принципу квартальной застройки. Это и проекты на участках Фонда РЖС, и новый проект в Румянцеве. Проекты «А 101» компании «Масштаб» также выполнены по принципу квартальной застройки. Все, что в последний год спроектировано и начало строиться, сделано по этому принципу.

А то, что спроектировано не по принципу квартальной застройки, но согласования уже были выданы?

– Там, где проекты планировок были утверждены ранее, есть сложности, но они решаемы. Например, мы откорректировали проекты планировок по двум микрорайонам ГК «АБСОЛЮТ» в поселке Московском и Рассказовке. Была проблема с транспортной доступностью микрорайонов – поэтому между населенными пунктами и по их территории строятся дороги. Кроме дорог внесены изменения в социальную составляющую – будут строиться школы и детские сады. В результате получатся кварталы, полностью обеспеченные всем необходимым. Появятся замкнутые дворы, там будет приятно жить. Наша задача – обеспечить комфортную среду для проживания, и мы не отступаем от этого принципа ни в одном проекте.

Какие за два года произошли законодательные изменения, сформировавшие юридический базис градостроительной деятельности на этих территориях?

– Самое главное – появился 43-й Федеральный закон. Он необходим нам для того, чтобы строить инфраструктурные объекты и объекты социального назначения. Он регламентирует отношения власти – с одной стороны и собственника земли и имущества – с другой в вопросах изъятия земли и предоставления земельных участков. А именно, упрощает порядок изъятия земель с компенсацией и сокращает сроки оформления разрешительной документации. Также закон предусматривает возможность градостроительной деятельности на этой территории до разработки генерального плана. Сегодня мы разрабатываем территориальную схему, которая определит порядок градостроительного взаимодействия в отсутствие генерального плана. Кроме того, сейчас готовятся нормативы специально для новой Москвы, например, по парковочным местам.

Для чего нужны особые нормативы?

– Одни объекты расположены рядом с метро, другие – в большой удаленности. И подход к парковочным пространствам не может быть везде одинаковым. Речь не только о том, взимать ли плату, но и о количестве машино-мест на квадратный метр офиса или жилой застройки. Если жилье стоит рядом с метро, зачем ему большое количество парковочных мест?

Вы и другие руководители города не раз говорили о том, что в новой Москве не будет скучной архитектуры. Что делается для этого?

– Существует порядок, в соответствии с которым необходимо получить в Москомархитектуре свидетельство об утверждении архитектурно-градо-строительного решения. Соответствующая комиссия рассматривает все фасадные решения. Буквально каждое. Скажем, мы строим детские сады за счет бюджета – и каждый фасад обязательно проходит через комиссию. Это очень важно. Ведь мы говорим о современной архитектуре, о новых подходах к вопросам качества среды обитания. Я знаю, что инвесторам не удается согласовывать свои архитектурные решения, если они блеклые, не креативные.

На землях новой Москвы работает некоторое количество иностранных инвесторов. Видимо, их станет больше – в частности, за счет нашего дальневосточного соседа. Что их привлекает?

– Это инвестиционно привлекательная территория. Например, компания PPF строит крупный бизнес-центр на 700 с лишним тысяч квадратных метров. Я думаю, что они уже имеют оферту на договоры о предоставлении в аренду будущих помещений. Инвесторы понимают, что эта недвижимость будет дорожать за счет развития транспортной инфраструктуры – когда начнет открываться метро, появятся трамваи, скоростной транспорт. Естественно, капитализация земли и объектов жилой и коммерческой недвижимости будет расти. На данном этапе территории, расположенные ближе к старой Москве, более привлекательны. Но я считаю, что постепенно повысится интерес и к более удаленным землям. Это неизбежно произойдет по мере реконструкции Калужского шоссе, появления общественного транспорта, который с высокой периодичностью будет двигаться по шоссе и соединять населенные пункты со станциями метро. Калужское шоссе дойдет практически до Калуги, Киевское шоссе уже есть. Скоро начнутся работы на ЦКАД – первый участок будет строиться именно на нашей территории. Разовьются Киевское и Курское направления железной дороги, увеличится периодичность и качество сообщения. Параллельно существующей Киевской линии РЖД построит еще одну – специально для пассажирских перевозок.

К 2035 году планируется создать до миллиона рабочих мест. Сколько человек должно жить
на этой территории, по вашему расчету?


– Полтора миллиона. Часть будет приезжать из Бутова, Солнцева – из Юго-Западного округа Москвы. Кто-то – из прилегающих районов Московской области. Среди жителей новой Москвы на этой территории будет работать максимальный процент – мы к этому стремимся. Сейчас здесь прописано 280 тысяч человек, но постоянно проживает до 500 тысяч, особенно летом. Люди зарегистрированы в старой Москве, но живут здесь – на дачах, в коттеджах. И подавляющее большинство из них едет на работу в Москву. Создав на новой территории рабочие места всех видов, мы сможем обеспечить занятостью почти всех трудоспособных жителей. За 20 лет многие москвичи переедут на новые территории – уже сейчас здесь приобретают жилье. Допустим, компания RDI строит большой поселок в Крекшине – 40 тыс. кв. метров офисов. Представители компании говорят, что большая часть сотрудников холдинга будет там и работать, и жить. Сегодня они съезжаются в центр Москвы, тратят по два часа на дорогу в один конец. А продав свои квартиры, они поселятся в современном благоустроенном поселке с хорошей экологией. Там будут школа, детский сад, красивая площадь – все, что нужно.

Хорошая экология, рядом поликлиника – просто рай для пенсионеров. Нет ли опасности того, что в новую Москву будут переезжать преимущественно люди, которым уже не нужна работа?

– Почему же только для пенсионеров – поликлиники и чистый воздух нужны всем. Возрастного перекоса не будет. Наоборот, я думаю, что это будет современный молодой город. Бизнес-центры, инновационные предприятия в районе Троицка, административно-деловой центр в Коммунарке, который немногим меньше, чем «Москва-Сити», – это явно не для пенсионеров. Из центра Москвы переедет университет «МИСиС», потом, возможно, другие вузы. Создать за 20 лет и заполнить миллион рабочих мест будет несложно, учитывая то, какое внимание Москва уделяет развитию транспортной инфраструктуры. Пройдет еще два-три года – и мы увидим очень большие изменения.

Теги: #