Вплавь от пробок

Вплавь от пробок

Вплавь от пробок
Вплавь от пробок
В мэрии снова разрабатывают идею регулярных пассажирских перевозок по воде

Заместитель столичного мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов сообщил «Известиям», что город готов субсидировать пассажирские перевозки по Москве-реке. По словам чиновника, «водное такси может стать регулярным видом общественного транспорта, ходить по расписанию и перевозить определенное количество людей исходя из сезонности и точек посадки».

Идея пустить по реке водное такси или маршрутные катера не нова, и, по традиции, она встречает немало возражений. «Лет шесть назад эта тема активно обсуждалась прежним правительством города, – вспоминает Юрий Свешников, руководитель Московского транспортного союза. – Тогда предполагалось пустить по Москве-реке речные автобусы на 20 пассажиро-мест. Но реального развития идея так и не получила. Нельзя сказать, плоха эта идея или хороша. Прежде нужно досконально изучить экономические и логистические аспекты. Например, разовая поездка на речном трамвайчике стоит 400 рублей, на автобусе – 26, а минимальный заказ поездки на такси – 380?рублей. Потом, сколько пассажиров должен брать на борт речной автобус, чтобы они затем не простаивали в очереди на остановке, потому что не смогли влезть в автобус наземный? Необходимо подготовить прибрежную инфраструктуру к безопасной посадке-высадке пассажиров. Нужен штат обученных дежурных, матросы, которые будут помогать причаливать судам. И что со всем этим делать, когда навигация закончится?»

Профессор Международной академии архитектуры Дмитрий Васильченко напомнил, что с точки зрения судоходства Москва-река «очень зарегулирована»: ее уровень на протяжении многих лет поддерживается искусственно, в черте города река фактически состоит из каскада русловых водохранилищ, образованных тремя гидроузлами – Перервинским, Карамышевским и им. Трудкоммуны. На сегодняшний день в городе для судоходства открыто всего 42 км реки, причем на трех независимых участках.

Огромное количество ограничений связано с технологией работы шлюзов. Шлюзовая система Москвы-реки создавалась в 30–40-х годах прошлого века и с тех пор не претерпела радикальных изменений. Сейчас пропускная способность шлюзов крайне низкая, графики прохождения судов составляются на много месяцев вперед, поэтому ни туристический, ни малотоннажный флот через шлюзы не ходит. Для грузового флота движение по реке, особенно в центре города, также проблематично – суда не могут пройти под низкими пролетами мостов. Нельзя забывать и о том, что для полноценного судоходства необходима система причалов. На данный момент далеко не все московские берега укреплены хотя бы техническими подпорными стенами, не говоря уже о полноценных набережных и причалах.

Кроме того, эксплуатация каждого речного судна связана с целым рядом технических сложностей, напомнил Дмитрий Васильченко. Непонятно, где на узкой, извилистой реке размещать плавучие заправки, где проводить ремонт и техобслуживание судов. «Транспортные перевозки по Москве-реке можно организовать, но они будут «золотые», – уверен господин Васильченко. По его мнению, целесообразнее развивать маломерный туристический флот и соответствующую инфраструктуру.
В свою очередь, известный транспортный эксперт Михаил Блинкин считает, что наличие очевидных трудностей не должно останавливать специалистов, «нужно хотя бы подумать над этим вопросом». И изучить зарубежный опыт, которого сегодня немало.

МНЕНИЕ

ЗА
Владимир Якунчиков, проректор по научной работе Московской государственной академии
водного транспорта:
– Городу нужен скоростной транспорт по Москве-реке, например, от Печатников до Красной Пресни и обратно. Водный транспорт должен обладать скоростью порядка 40 км в час. Кафедра нашего университета сейчас прорабатывает данную проблему. Это будет состав, набранный из нескольких кабинок и перемещающийся по рельсам, проложенным вдоль берегов Москвы-реки. Грузопотоки будут большие, транспорт – всепогодным. При этом остановки должны располагаться недалеко от станций метро. В цепочку надо завязать станции «Коломенская», «Павелецкая», «Китай-город», «Парк культуры», «Октябрьская» и «Выставочная». Здесь должны быть крытые пересадочные узлы. Этот транспорт не будет мешать движению прогулочных катеров и грузовых барж. Он реален в исполнении и, с большой уверенностью можно сказать, будет интересен инвесторам.

ПРОТИВ
Мирон Воробьёв, генеральный директор компании «Невский фарватер»:
– Подобные водные трассы станут служить не для транспортных, а, скорее, для туристических и развлекательных целей. Из-за извилистого русла и неширокого фарватера Москвы-реки скорость передвижения по ней пассажирских теплоходов – до 15 км в час. Судам большой вместимости здесь трудно маневрировать. К тому же они создадут сильную волну. Поэтому полноценным и самостоятельным общественным транспортом подобные речные такси сделать будет сложно. Другой минус – по реке с узким фарватером ходит много судов, с которыми будет непросто разминуться, особенно в центре города. Зато в районе Химкинского водохранилища подобный транспорт был бы востребован. Объезжать эту водную преграду на наземном транспорте неудобно и долго. Метро тоже не выход, поскольку с разной стороны водохранилища проходят разные ветки подземки.

Теги: #