Билет на кольцевую электричку - Московская перспектива

Билет на кольцевую электричку

Билет на кольцевую электричку

Пассажирские поезда ходили по МОЖД в первые десятилетия ее существования. Многие рабочие в 1910–1920-х годах ездили по кольцу на заводы и фабрики. Ряд станций дороги расположен невдалеке от таких популярных мест отдыха, как Лосиный Остров, Нескучный сад, Сокольники. Перед революцией и в годы нэпа жители отправлялись сюда на прогулки и на пикники, пользуясь именно кольцевой «чугункой». Станции, находящиеся в этих местах, имели пассажирскую инфраструктуру – вокзалы, кассы, залы ожидания, а на Воробьевых горах имелся даже буфет.

Первоначально МОЖД административно относилась к Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге. Ее руководство, базирующееся в Санкт-Петербурге, при открытии движения в 1908 году установило весьма высокие цены на билеты. За проезд по 54-километровому кольцу в вагоне второго класса пассажиру надо было заплатить 3 рубля 40 копеек – это немалые по тем временам деньги. Большинству фабричных рабочих и любителей пикников такие цены были не по карману. Пассажирские поезда ходили пустыми, а потом их на некоторое время и вовсе отменили. Но уже в 1909-м тарифы на проезд существенно понизили («полный круг» в вагоне третьего класса стоил всего 50?копеек), и кольцевая трасса стала пользоваться популярностью. Для любознательных пассажиров вплоть до 1930-го выпускались брошюры-путеводители, в которых рассказывалось о достопримечательностях в окрестностях дороги, об архитектуре и топонимике станций (так, Угрешская получила название от подмосковного Николо-Угрешского монастыря, здание ее вокзала декорировано в старорусском стиле). Этими книжками пользуются и современные экскурсоводы, ведь уже несколько лет по Окружной дороге организуются туристические поездки в поезде с паровозом середины прошлого века.

С конца 1920-х пассажиропоток на МОЖД неуклонно ослабевал. Это было связано с развитием сети трамваев и автобусов. От жилых кварталов к местам работы и досуга стало удобнее добираться другими видами транспорта. Окружная дорога, где пассажирские поезда ходили редко, а билеты стоили дороже трамвайных, не могла выдержать такой конкуренции. К тому же в городе вовсю шло строительство метро. В итоге с 1934 года пассажирское движение здесь полностью прекратилось. Вокзальные помещения, изначально предназначенные для публики, переоборудовали для новых нужд. На много десятилетий Окружная дорога потеряла свою пассажирскую функцию.

Правда, изредка ее станции становились пассажирскими – на время съемок художественных фильмов. Отсутствие электрической подвески на МОЖД и современных построек поблизости придавало этим местам «исторический» вид, особо ценимый режиссерами. Так, на станции Канатчиково снимали одну из сцен советско-итальянского фильма «Подсолнухи» (1970) с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни; на станции Белокаменная – сцену фильма «Когда деревья были большими» (1961) с Юрием Никулиным.

История МОЖД развивается тоже по кругу: у городских властей с конца 1990-х стали появляться планы по возвращению пассажирских поездов на Окружную дорогу. Одна из самых больших сложностей заключалась в том, что на некоторых участках пути (мосты и т.д.) невозможно было навесить контактный электропровод. Однако сейчас, в процессе реконструкции трассы, эта преграда будет преодолена. Причем объекты путевой инфраструктуры, являющиеся памятниками архитектуры и инженерного искусства, тщательно отреставрируют. Сейчас работы по реконструкции дороги активно ведутся на южном участке между станциями Канатчиково и Пресня. Кстати, именно там 110 лет назад начиналось строительство кольцевой трассы.

Даже у кольца есть своя конечная остановка – это центральная станция МОЖД – Лихоборы. Она получила этот статус по причине близости пересечения с Николаевской веткой. На этой станции сохранился большой ансамбль зданий начала ХХ века – вокзал, домик стрелочника, военная казарма, жилые дома персонала, мастерские, веерное депо, нефтекачка и т.д. К 100-летнему юбилею Окружной дороги ее исторические постройки отреставрировали, а на площадке у здания вокзала установили скульптурную стелу работы народного художника России Салавата Щербакова. Архитектурной доминантой местности служит водонапорная башня в готическом стиле, построенная, как и другие станционные сооружения дороги, по проекту Александра Померанцева. Мотив готики автор проекта позаимствовал у расположенной поблизости усадьбы «Михалково» (70-е годы XVIII века). Усадьба, построенная Василием Баженовым в форме полумесяца в знак побед ее владельца над турками, ныне реставрируется и скоро обещает стать местом паломничества туристов и историков. С началом пассажирского движения по кольцевой дороге горожанам станет еще удобнее добираться до многих мест отдыха и достопримечательностей столицы.