Дизайн в шпионском стиле - Московская перспектива

Дизайн в шпионском стиле

Дизайн в шпионском стиле
Дизайн в шпионском стиле
Открылась выставка, посвященная фильмам о Джеймсе Бонде

Год культурного обмена Великобритании и России достиг кульминации: выставка «Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда» открылась на прошлой неделе в Мультимедиа Арт Музее. Здесь можно погрузиться в атмосферу самой знаменитой в мире шпионской саги, а заодно узнать немало любопытного о художественных и технических аспектах Бондианы. На открытие проекта прибыли кураторы и кинодизайнеры из Англии.

Этот проект стартовал в 2012 году в дни лондонской Олимпиады. Агент 007, как мы помним, был одним из героев церемонии открытия Игр. Да и как же могло такое мероприятие обойтись без того, кто уже более полувека находится на секретной службе у Ее Величества? За минувшие два года выставка объехала с большим успехом весь мир. И вот теперь – прямиком из Австралии – прибыла в Москву. Что по-своему символично: ведь экранный Бонд исколесил весь земной шар. Несмотря на то что фильмы этого цикла власть прятала от граждан СССР вплоть до конца 80-х годов, поклонников Бондианы в нашей стране предостаточно. А в последнее время, когда суперразведчика стал играть Дэниел Крейг, число российских фанатов саги заметно выросло. Так что проекту попросту гарантирован успех в Москве.

На три летних месяца музей на Остоженке перевоплотился в настоящее шпионское гнездо. Многоэтажный дом буквально нашпигован разведывательной аппаратурой, секретными гаджетами и всевозможными принадлежностями сотрудников спецслужб. Вся эта бутафория – продукт высоких технологий и дизайнерского искусства. В залах размещено около 600 экспонатов – подлинные предметы, использовавшихся в съемках, фрагменты декораций, фотографии, эскизы, макеты, фантазии художников на бондовскую тему. Все это было предоставлено архивами кинокомпании, а также кинематографистами из своих личных собраний. Над концепцией экспозиционного пространства поработали видные английские архитекторы. Выставка может заинтересовать не только синефилов и киноведов, но и знатоков технического дизайна, и историков моды. Книголюбы оценят уголок, посвященный Яну Флемингу – литературному «отцу» Бонда (здесь среди прочего представлены обложки первых изданий его романов и пишущая машинка). Повсюду на мониторах демонстрируются фрагменты фильмов о главном шпионе мирового кинематографа.

Бонд – это не просто киногерой, это «икона стиля» и персонаж поп-культуры, сравнимый в 60-е годы разве что с группой «Битлз». Выставка рассказывает о том, как Бонд завоевал всеобщую любовь, чем он отличался от других кумиров своего времени. Над созданием образа агента 007 и другими персонажами работали блестящие дизайнеры, художники, технологи, режиссеры. Визуальный мир саги – это целая индустрия. Неслучайно проект на Остоженке назвали выставочным блокбастером. Но в самых первых сериях Бондианы авторам многое приходилось делать вручную, по наитию. Так, бикини Урсулы Андресс из фильма «Доктор Ноу» смоделировали прямо во время съемок, добавив к пляжному костюму девушки брутальный армейский нож в чехле. А костюм Шона Коннери без долгих раздумий заказали тому же лондонскому портному, у которого одевался режиссер Теренс Янг – настоящий джентльмен и, кстати, в прошлом гвардейский офицер.

Как отметила на пресс-конференции куратор выставки Бронвин Косгрейв, «в плане дизайна и техники Бонд всегда шел на шаг впереди своей эпохи». В некоторых сериях использовались предметы военного и шпионского снаряжения, намеренно приближенные к реальности, – например, американский «реактивный» рюкзак. А иногда экспериментальные технические киноразработки после успеха фильмов внедрялись в серийное производство (канадские скоростные снегоходы). Таким образом, проект заставляет поразмышлять о взаимоотношениях искусства и действительности.

Экспозиция поделена на разделы, соответствующие ключевым темам Бондианы. На одном из этажей посетители переносятся в мир горных снежных трасс, по которым мчат Бонд и его преследователи. Над горнолыжными костюмами для персонажей этих серий работали лучшие модельеры, а эффектные съемки проводились на трассах зимних Олимпиад.

Тема карточных игр – одна из важнейших в киноцикле. Поединок за игровым столом – это противостояние двух мощных интеллектов, носителей двух идеологий. В фильме «Казино «Рояль», как рассказывают кураторы, режиссеру пришлось немного отойти от литературного первоисточника. У Флеминга герой играет в «девятку», однако ее правила сегодня уже мало кому известны, поэтому устаревшую игру заменили на покер.

Нашла отражение на выставке и столь важная для Бондианы тема золота. На одном из стендов можно увидеть позолоченный пистолет из фильма 1974 года. В центре же зала на вращающемся подиуме представлена реконструкция знаменитой сцены из фильма «Голдфингер»: девушка на кровати, покрытая золотой краской.

Ну а что бы стоил агент 007 без всех своих хитроумных шпионских устройств? Поначалу Бонд скептически относится к разработкам технического отдела, но каждый из этих предметов впоследствии спасает ему жизнь (а также создает неповторимые киноэффекты). Зал «Отдел Q» оформлен как военный склад – экспонаты помещены в деревянные ящики от патронов и взрывчатки. Но опасаться нечего: здесь ничего не взорвется. Даже напротив – посетителям подробно расскажут, как устроены бомба, прикидывающаяся термосом, или электробритва, умеющая искать «жучков» в комнате. Когда-то эти гаджеты выглядели фантастически продвинутыми, сегодня же они смотрятся забавно и архаично. Кажется, в этом зале витает дух инженера-изобретателя Кью (Q), роль которого в течение 36 лет исполнял валлийский актер Дезмонд Льюэлин.

Важнейшие детали имиджа Бонда – модный автомобиль и шикарный костюм. Долгое время верой и правдой Бонду служил «Астон Мартин DB5». В 90-е годы, на волне глобализации, его сменил BMW. Но недавно, в 23-й серии, винтажный представитель британского автопрома вернулся на экран. Этот главный бондовский атрибут (важнее пистолетов и мартини с водкой) выставлен в фойе первого зала. Костюм героя в этой серии тоже апеллирует к эстетике 60-х – он скроен в узком «жокейском» стиле, подчеркивающем атлетизм фигуры. Легкие вкрапления элементов ретро всегда украшали Бондиану.

И над всем этим пиршеством кинодизайна нависает винтокрылая машина, когда-то уносившая агента 007 к лучам славы. «Теперь я поняла, зачем мы построили в нашем здании такой просторный атриум, – для того чтобы разместить в нем вертолет Джеймса Бонда», – шутила на открытии выставки директор музея Ольга Свиблова. Настоящему разведчику, напоминает этот проект, подвластны все стихии – и земля, и небо, и море, и космос.

Выставка работает до 7 сентября.