«Жилище» вписали в пятилетку

«Жилище» вписали в пятилетку

«Жилище» вписали в пятилетку
«Жилище» вписали в пятилетку
Срок реализации обновленной программы продлен до 2018 года

Столичные власти внесли коррективы в программу «Жилище», которая определяет объемы, источники финансирования и назначение строящегося в Москве жилья. Ее действие теперь распространяется на присоединенные к столице территории, а срок реализации продлен до 2018 года. В этот период власти обещают завершить строительство домов для обманутых дольщиков, расселить остающиеся пятиэтажки сносимых серий и приступить к реализации проектов по развитию застроенных территорий.

В постановлении правительства Москвы отмечается, что очередная актуализация программы «Жилище» проводится «в целях повышения комфортности проживания» в городе. Основные изменения касаются сроков реализации программы, которые пролонгированы до конца 2018 года (предыдущий вариант был рассчитан до 2016 года), а также ее распространения на присоединенные территории. Впрочем, конкретные объемы жилищного строительства в новой Москве в документе не указываются. Первоочередными задачами программы являются: создание системы улучшения жилищных условий горожан с учетом их потребностей, материального положения и наличия государственных обязательств; улучшение качества жилого фонда, а также обеспечение очередников квадратными метрами или субсидиями на покупку жилья в объемах, исключающих рост числа семей, стоящих на учете.

Реализация программы разбита на три этапа, два из которых (2012 и 2013-й годы) уже завершились, а третий, рассчитанный на 5 лет и названный в документе основным, только начался. По его итогам в Москве должно быть построено и введено в эксплуатацию 15,6 млн кв. метров новостроек (в том числе 3 млн кв. метров за счет городского бюджета), благодаря чему уровень обеспеченности населения жильем вырастет с нынешних 19,4 кв. метров до 20,1 кв. метров. Кроме того, власти планируют ежегодно капитально ремонтировать не менее 4–5 млн кв. метров домов, срок эксплуатации которых достиг 30 лет и выше.

В новое строительство и реновацию устаревшего фонда за счет всех источников планируется вложить около 1,5 трлн руб., из которых 1,2 трлн придется на долю инвесторов. Бюджетное финансирование жилищного строительства уже в 2015 году сократится до 37 млрд руб., однако власти обещают, что это не скажется на параметрах ввода. Ежегодный прирост муниципального жилья с 2014 по 2018 год составит 600 тыс. кв. метров. До конца действия программы «Жилище» планируется завершить строительство домов для обманутых дольщиков, снос и расселение пятиэтажек первого периода индустриального домостроения, а также начать реализацию пилотных проектов по развитию застроенных территорий.

Программа ликвидации хрущевок официально продлевается до конца 2016 года (ранее чиновники утверждали, что она будет закончена в 2015 году, а на 2016-й «останутся лишь несколько домов»). Эти сроки будут выдержаны, если в текущем году стройкомплексу удастся снести 418,8 тыс. кв. метров пятиэтажек, в 2015-м – 424,8 тыс. кв. метров, в 2016-м – 203,1 тыс. кв. метров.

Претерпела изменения и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств», в рамках которой столичные власти обеспечивают жильем очередников и других граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий за счет города или государства. Теперь все они разбиты на 8 категорий, для каждой из которых установлены свои условия предоставления жилья. Так, например, жители, вставшие на учет до введения в действие Жилищного кодекса (1 марта 2005 года), могут ждать своей очереди на получение бесплатного жилья или принять участие в одной из возмездных программ правительства Москвы (купля-продажа с рассрочкой платежа, соципотека или получение субсидии). Тогда как семьи, оказавшиеся в очереди после 1 марта 2005 года, лишены такой альтернативы. Они должны либо дожидаться бесплатных квадратных метров до скончания века (и это, скорее всего, не шутка, так как темпы обеспечения остаются очень низкими, сейчас плановыми являются очередники 1989–1991 годов), либо переходить в категорию «нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений». Смысл этого нововведения заявлен в целях программы «Жилище»: власти взяли курс на сокращение числа очередников и намерены добиваться этого всеми доступными средствами.

Поэтому граждане, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, в новом варианте программы не только лишены возможности приобрести у города жилье по соципотеке или с рассрочкой платежа, но и не могут претендовать на получение жилищных субсидий и переезд в бездотационные дома. Чтобы воспользоваться этими мерами господдержки, как и в первом случае, им необходимо написать заявление о переводе в категорию «нуждающихся», которые официально не считаются очередниками. Более того, чтобы «нуждающиеся» могли принять участие в возмездных программах, городу нужно установить (в том числе законодательно) положенный им размер выплат (при назначении субсидии) и выкупную стоимость муниципального жилья (при соципотеке и купле-продаже с рассрочкой платежа).

Что касается общих ассигнований, выделяемых на софинансирование поднайма и приобретения жилья, то они за время действия программы «Жилище» составят 46 млрд руб. Если в 2012 году на эти цели власти направили 10 млрд руб., то в 2014-м – 5,6 млрд руб. В дальнейшем субсидирование покупки жилья планируется финансировать в объеме 5,8 млрд руб. ежегодно. С учетом того, что средний размер дотации, получаемой очередниками, составляет 4,5 млн руб., с 2014 по 2018 год жилищные условия смогут улучшить 2575–2600 семей. Для сравнения: только за 2012 год жилье с помощью города приобрели 2200 семей. В горадминистрации отмечают, что с 2014 года субсидии впервые будут выдаваться многодетным очередникам (ранее власти пытались решить их жилищные проблемы за счет строительства коттеджей). За время действия программы количество получателей будет постепенно расти, а к 2018 году составит 393 семьи. Средний размер господдержки многодетных – 7 млн руб.

В новом варианте программы «Жилище» по-прежнему нет показателей развития рынка арендного жилья посредством строительства доходных домов (более того – такая цель даже не заявлена в индикаторах). А подпрограмма «Развитие и легализация рынка найма», за реализацию которой отвечает департамент экономической политики и развития (ДЭПР), сводится к «ведению работы по учетной регистрации договоров найма, изучению тенденций рынка жилых помещений и формированию предложений по его легализации». На эти цели ДЭПР ежегодно будет получать из бюджета 10,8 млрд руб. Предполагается, что благодаря совместным усилиям чиновников, оперативников и ФНС налог на доходы физических лиц, являющихся арендодателями жилья, вырастет с 495 млн руб. в 2012-м до 1,2 млрд в 2018 году. Ежегодно планируется заключать не менее 7385 «белых» договоров аренды.

В новом варианте программы «Жилище» правительство Москвы подтвердило ранее заявленный курс на ограничение жилой застройки в объеме 3 млн кв. метров ежегодно и выполнение социальных обязательств перед очередниками и жильцами ветхих и устаревших домов.

Справка

В границах «старой» Москвы доля жилых территорий в настоящее время составляет 23%, на этих землях расположено 40 тыс. домов площадью 218,3 млн кв. метров. Примерно пятая часть этого фонда (42 млн кв. метров) появилась в период с 2000 по 2012 год. Из них примерно 13 млн кв. метров построены за счет средств городского бюджета. Жилищное строительство в настоящее время составляет 1,3% ВРП столицы и дает более 5% налоговых отчислений. Вместе с тем возведение жилья в предыдущие годы не было сбалансировано с транспортным, инженерным и социальным строительством. Опережающее развитие этого сегмента привело к нарушению градостроительных пропорций и чрезмерной урбанизации. Как не раз отмечали городские чиновники, плотность населения в Москве составляет 4822 человека на кв. километр, что превышает аналогичные показатели ряда других европейских столиц. «Поэтому в части жилищного строительства, его объемов и назначения требуются концептуально новые подходы и решения», – подчеркивают в стройкомплексе.

Теги: #