Бронзовые основоположники - Московская перспектива

Бронзовые основоположники

Бронзовые основоположники
Бронзовые основоположники
У памятников Юрию Долгорукому и Александру Островскому – юбилеи

Два знаменитых московских памятника отмечают юбилеи в эти дни. Монументу Юрию Долгорукому на Тверской площади исполнилось 60 лет, памятнику Александру Островскому у Малого театра – 85. Созданные в разные эпохи художниками с несхожим творческим почерком, оба изваяния имеют не только свою интересную историю, но и даже некие общие черты. Древнерусский князь и драматург ХIХ века каждый по-своему олицетворяют Москву.

Спасибо за драму

Островский – классический носитель «московского начала» в русской литературе. Он родился и прожил всю жизнь в Москве, здесь же живут многие персонажи его пьес. На карте нашего города множество адресов, связанных с жизнью и творчеством Островского. Главные из них – дом на Малой Ордынке, где драматург родился (в этом здании с 1984 года работает его музей), и Малый театр, который еще при жизни мастера называли «домом Островского». Именно на Театральной площади в начале ХХ века решили установить памятник автору «Грозы» и «Бесприданницы». Сбор частных пожертвований шел долго, потом из-за Октябрьского переворота проект отложили.
Александр Островский не был революционером, однако новая власть относилась к его творчеству положительно и ценила как основоположника русской реалистической драмы. В апреле 1923 года, когда отмечалось 100-летие со дня рождения драматурга, на Театральной площади установили закладной камень. В конкурсе на лучший проект победил скульптор Николай Андреев – автор знаменитого памятника Гоголю (ныне стоит во дворе дома на Никитском бульваре) и куда менее известного бюста доктору Федору Гаазу возле Александровской (бывшей Полицейской) больницы. Архитектурную концепцию монумента разработал Иван Машков – мастер с большим опытом, тяготеющий к историзму.
В процессе работы Андреев изучил сотни фотографий Островского, добиваясь максимального портретного сходства. Он старался воссоздать характерную позу и привычную одежду драматурга, выразить в концентрированном виде его литературную манеру.
Памятник был открыт в присутствии руководителей партии и членов правительства 27 мая 1929 года. Площадь, где он установлен, к тому времени успели назвать в честь главы ВЦИКа Якова Свердлова, не имевшего никакого отношения к театру. В начале 90-х годов площади вернули историческое имя. А памятник с тех пор стал символом Москвы – как патриархально-купеческой, так и литературно-театральной.

Феодал на Советской

Памятник основателю города, первому суздальскому князю (впоследствии также великому князю Киевскому) Юрию Долгорукому тоже был установлен не в одночасье. Еще в 1946 году, в преддверии 800-летия Москвы, состоялся конкурс на лучший проект. Победителем, к удивлению многих, стал малоизвестный до той поры скульптор Сергей Орлов, специализировавшийся на мелкой фарфоровой пластике. Говорят, Сталину то ли приглянулись его статуэтки, то ли запомнилось бодрое выступление на какой-то конференции. Так или иначе, а Орлов опередил даже саму Веру Мухину. Но так как опыта работы с бронзовыми изваяниями у мастера по фарфору не было, к нему прикрепили двух скульпторов-монументалистов. Общими усилиями величественная композиция была создана.
Через год состоялась церемония закладки памятника, однако работы по изготовлению монумента затянулись на семь лет. Одна из причин – недостаток финансирования: большие денежные ресурсы в ту пору были направлены на возведение высотных домов Москвы. Существует легенда, что Сталин, принимая проект, порекомендовал превратить кобылу Долгорукого в жеребца, «чтобы подчеркнуть мужественность князя», и на выполнение этого ответственного задания также ушло немало времени.
Памятник, изготовленный на Мытищинском литейном заводе и обошедшийся городскому бюджету в 5,5 млн рублей, торжественно открыли 6 июня 1954 года. Изваяние вышло величественным и массивным.
Не всем памятник понравился. Некоторые старые большевики (и даже авторитетные члены зарубежных компартий) присылали в ЦК письма с просьбой убрать с центральной площади столицы «феодала» и «представителя эксплуататорских классов». Ведь рядом со скульптурой находились Моссовет и Институт марксизма-ленинизма, а площадь в то время называлась Советской.
Партия, казалось бы, вняла просьбам ветеранов. В начале 1960-х годов власти распорядились воссоздать на улице Горького монумент Свободы, установленный в 1919 году и снесенный еще до войны. Памятник же Юрию Долгорукому предписывалось перенести в сквер у Новодевичьего монастыря. Но вскоре Хрущёв был снят с поста генсека, вопрос о памятниках законсервировали, потом и вовсе сняли с повестки дня, а Юрий Долгорукий остался стоять на своем месте, олицетворяя древнейшие страницы в истории нашего города.