Долгостроям дали срок - Московская перспектива

Долгостроям дали срок

Долгостроям дали срок
Долгостроям дали срок
Бюджетный приоритет на три года – завершение начатых проектов

Сергей Собянин сам представит депутатам столичного парламента бюджет и инвестиционную программу на 2014–2016 годы. Несмотря на более скромные темпы прироста доходов и жесткий прогноз по исполнению планового задания, власти нашли возможность увеличить объем средств, вкладываемых в развитие города. По сравнению с предыдущей трехлеткой инвестиции в городскую экономику вырастут на 15%: основной приоритет – завершение уже начатых проектов.

На прошлой неделе Мосгордума внесла коррективы в бюджет текущего 2013 года. Доходную часть по предложению городского правительства депутаты уменьшили на 59,6 млрд руб., расходную – на 141,3 млрд руб. Как пояснила глава департамента финансов Елена Зяббарова, основная причина сокращений – снижение налогооблагаемой базы предприятий и организаций, вызванное изменениями в Налоговом кодексе РФ. В общей сложности город не получит в этом году 85 млрд руб. налогов, из них только потери по налогу на прибыль составят 64,7 млрд руб.

Как пояснил глава бюджетно-финансовой комиссии МГД Игорь Антонов, таковы последствия нового порядка налогообложения крупных предприятий, установленного федеральным законодательством. Кроме того, Москва потеряет более 18 млрд руб. в виде акцизов на алкоголь, которые уйдут в бюджет государства. На 5,3 млрд руб. снизятся доходы по НДФЛ и на 2,3 млрд руб. по транспортному налогу. Конечно, есть и позитивные новости: неналоговые доходы в этом году вырастут почти на 28 млрд руб. за счет успешной продажи акций ряда предприятий (в первую очередь ОАО «МОЭК»).

Что касается сокращения расходной части, то оно, по словам Игоря Антонова, «предусматривается главным образом по отдельным наиболее капиталоемким мероприятиям инвестиционной программы». Так, запланированная ранее покупка подвижного состава для метрополитена на 50 млрд руб. теперь будет осуществляться на долгосрочной основе с разбивкой по годам, что сразу снизит нагрузку на текущий бюджет. Кроме того, столичный стройкомплекс провел серьезную ревизию строящихся и реконструируемых объектов городского хозяйства, в результате удалось сэкономить еще более 24 млрд руб. Основные усилия городские власти намерены сосредоточить на объектах, находящихся в высокой степени готовности. «Замораживать начатое строительство и плодить в Москве долгострои никто не будет. Это особенно важно для городского хозяйства, где каждая стройка вызывает ухудшение транспортной ситуации», – подчеркивает господин Антонов. В целом инвестиционные расходы по программе развития транспортной инфраструктуры планируется урезать на 75 млрд руб.

На втором месте по объему сокращений находится программа жилищного строительства – расходы по ней сократятся на 18 млрд руб. Однако, по словам чиновников, это сокращение не повлияет на темпы реализации городских жилищных программ. Часть квартир будет получена в рамках ранее заключенных инвестконтрактов. По словам главы департамента экономической политики и развития Москвы Максима Решетникова, власти решили отказаться от строительства дорогих домов с подземными гаражами. Кроме того, в результате оптимизации расходов себестоимость квадратного метра социального жилья удалось снизить до 65–70 тыс. руб.

Также расходы были уменьшены по программам социальной поддержки граждан – на 12,8 млрд руб., образования – на 9,9 млрд руб. и здравоохранения – на 4,2 млрд руб. По словам представителей экономического блока, публичные обязательства Москвы при этом не пострадают. Основные сокращения затронут резервные фонды ведомств и часть неработающих проектов.

«Благодаря взвешенному структурированию бюджета город в текущем году располагает резервом прочности, поэтому провести сокращение расходов по отдельным государственным программам и непрограммным мероприятиям можно относительно безболезненно», – считает Игорь Антонов. По его мнению, при рассмотрении бюджета следующей трехлетки «этот важный аспект бюджетного планирования следует обязательно иметь в виду, чтобы обеспечить необходимые резервы на случай возникновения непредвиденных ситуаций».

Планируется, что представлять бюджет 2014–2016 годов и программу адресных инвестиций столичному парламенту будет мэр Сергей Собянин. Оба документа получились жесткими: правительству пришлось пойти на сокращение доходов и расходов, однако стагнации никто не ждет. Город нашел возможность увеличить объем инвестиций в экономику на 15% по сравнению с предыдущей трехлеткой, благоприятной с точки зрения финансов. «Мы, конечно, не ожидали, что сценарий будет таким жестким, но это не стало неожиданностью для столичных властей. Основные потери – это, как и в текущем году, потери по налогу на прибыль», – говорит Максим Решетников.

Негативный эффект от снижения налоговых параметров бюджета удалось в значительной степени смягчить за счет наращивания неналоговых поступлений (только конкурс по размещению рекламы принес 15 млрд руб. на три года) и работы с частными инвесторами. К каждому рублю, вложенному в развитие города из столичного бюджета, они должны добавить один рубль из собственных средств.

Основной приоритет финансирования, как и в предыдущие годы, – транспортная инфраструктура. В следующую трехлетку общий объем финансирования по этому направлению вырастет на 21%. В полном объеме будет обеспечено строительство метрополитена, на которое затратят 450 млрд руб. против 250 млрд за 2011–2013 годы. Темп прироста составит более 75%, более чем в два раза увеличится ввод новых линий и станций, предполагается строительство 11 новых электродепо. Параллельно с подземкой будет финансироваться развитие наземного городского транспорта. Более чем в 4 раза вырастут затраты на сооружение трамвайных линий – с 3 до 13 млрд руб.

Что касается строительства автомобильных дорог и развития улично-дорожной сети, то в ближайшую трехлетку оно будет финансироваться в том же объеме, что и раньше. «Некорректно говорить о сокращении финансирования строительства дорог и УДС, так как расходы на ряд мероприятий, например, на уширение проезжей части и организацию заездных карманов, перенесены из АИП в текущие расходы бюджета», – отмечают в горадминистрации. В ряде случаев по мере проработки проектной документации и уточнения технических решений стройкомплексу удалось добиться экономии бюджетных средств при фактическом росте объемов планируемых работ.