20 августа 2018
Издается с 1957 года

Расширяя горизонты столичной подземки

На строительстве московского метро успешно работают компании международного уровня
Наталья Крол 8 августа 2018№26 68

Pic 1533731557

ООО «ИБТ», имеющее за плечами долгий и разнообразный опыт в строительстве и обширную географию стран и регионов, отработало первую пятилетку в Москве. В столице компания решила не искать себе легких дорог, попробовав свои силы на глобальном для города направлении – расширении столичного метрополитена. Первыми ласточками в этой деятельности стали две станции метро, открытие которых произойдет очень скоро, – «Мичуринской проспект» и «Рассказовка» Калининско-Солнцевской линии. Как оценивается этот путь? Какова специфика работы в Москве? На эти и другие вопросы ответил генеральный директор Руслан Сарыбаев.

Руслан Вячеславович, в ходе нашего декабрьского интервью мы говорили о вашей работе на станциях «Мичуринской проспект» и «Рассказовка». Насколько изменилась ситуация на объектах за прошедшие девять месяцев?
– Надо сказать, что девять месяцев для любой строительной сферы достаточно внушительный срок, чтобы создать что-то дельное. Мы, например, за это время провели необходимое тестирование всех систем жизнеобеспечения станций: это и пусконаладочные работы, и противо-
пожарные комплексы, а также исправили некоторые недочеты. Станция «Рассказовка» полностью готова к работе. На «Мичуринском проспекте» сейчас устраняем незначительные замечания надзорных органов и тоже передаем ее метрополитену.

Как вы оцениваете эти проекты с точки зрения их сложности и специфики? Для города и системы метро это большой вклад. А какую роль станции сыграли в обогащении багажа самой компании?
– Если говорить глобально и вспомнить историю строительства, то каждая из станций, конечно, имеет свои сложности и свою специфику. «Рассказовка» была на месте озера, воду в котором нам пришлось откачивать, а «Мичуринский проспект» находится на месте резкого перепада рельефа, из-за чего станцию пришлось делать на сваях и полуподземной. Для города, разумеется, эти объекты стратегически важны не только с точки зрения развития полицентричности Москвы, но и с точки зрения транспортной доступности присоединенных территорий новой Москвы.

Для портфеля компании эти два объекта представляют особую ценность, поскольку это первые ласточки для нас в столице. К тому же они прославились как самые необычные станции Московского метрополитена. «Рассказовка» – благодаря своему дизайну в виде читального зала общественной библиотеки. А «Мичуринский проспект» – из-за своего необычного расположения и строения: здесь есть смотровая площадка, прозрачная путевая стена и технический этаж на самом последнем уровне станции.

Раньше станции сдавали по одной, это становилось событием для Москвы. Сейчас практика другая – вы ждете сдачи нескольких станций, куда войдут и две ваши. Сколько их будет всего? Отложенная сдача – это хорошо или нет для строительной организации?
– Впервые за 20 лет в Москве будут сдавать одновременно семь станций. Об этом в одном из своих интервью сообщил руководитель столичного стройкомплекса Марат Шакирзянович Хуснуллин. Нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо – отложенная сдача. Руководству всегда виднее. Мы просто исполнители и делаем все с предписанием заказчика и вышестоящих инстанций.

Вы принимаете участие в строительстве Третьего пересадочного контура – его южного участка, на станциях «Зюзино», «Калужская» и «Улица Новаторов». В какой стадии находятся эти проекты, в чем их особенность?
– Мы сейчас активно готовимся к проходке. Завершается монтаж тоннелепроходческого комплекса S-219 компании Herrenkneht. Скоро начнем сборку второго щита, который запустим с разницей в 1,5 месяца.
Дизайн станций сейчас находится на стадии разработки, поэтому раскрывать все секреты пока не хотелось бы. Есть особенности в строительстве. Поскольку в районе плот-
ная жилая застройка, то это вызывает трудности по части выноса инженерных сетей из пятна застройки. Некоторые из коммуникаций придется переносить в течение двух лет.

Технологии строительства обновляются быстро. Ощущаете ли вы это в своей профессиональной деятельности? Какие новые технологии вы осваивали при строительстве объектов метро?
– Каких-то глобальных нововведений нет. Я думаю, что в ближайшие десятилетия они точно не появятся. Все придумано до нас: ТПМК, LVT-блоки, напыляемая гидроизоляция, антивандальная краска и так далее. Практически все компании, которые возводят новые станции метро, используют идентичный набор технологий и техники.

Многие строители, работающие в столице не первый год, говорят о том, что контроль и требования к работе компаний из года в год становятся жестче. У вас – внушительная профессиональная биография. Как вы это оцениваете?
– Требования правда становятся жестче. К примеру, раньше на облицовочные панели не требовался сертификат по огнестойкости, а сейчас он нужен. До 2017 года все материалы проходили добровольную сертификацию, а теперь обязательную. И таких реформ много.
Мы считаем эти меры абсолютно правильными, потому что от них зависит качество работ, самое главное – безопасность пассажиров и, разумеется, облик самого объекта.

Возникают ли на стройплощадках внештатные ситуации? Можете ли вы о них рассказать?
– Смотря какой смысл вкладывать в понятие «внештатная ситуация». Для нас, например, это связано больше с приятными моментами. Например, когда крановщик делает предложение руки и сердца кладовщице или бригада неожиданно пришла на стройку с пятьюдесятью воздушными шарами, чтобы поздравить прораба с днем рождения. А если вы имеете в виду несчастные случаи,
то, благо, у нас получается создавать условия, при которых риски становятся минимальными.

Во многих компаниях говорят о большом дефиците грамотных специалистов. Как эту проблему решаете вы? Актуальна ли для вас проблема недоукомплектованности кадрами? Какое звено является наиболее проблемным с этой точки зрения – топ-менеджеры, среднее звено, квалифицированные рабочие в бригадах?
– С каждым годом действительно все сложнее найти специалистов. И проблемной точкой является среднее звено – мастера, прорабы. Как правило, способные растут и занимают более высокие должности, а неспособные – уходят. Мы находим нужных профессионалов на различных ресурсах – на интернет-сайтах, по рекомендациям коллег. Каждому даем шанс попробовать себя в де-
ле, создавая комфортные условия труда, и смотрим, что из этого получится. Пока ребята справляются. В редких случаях приходится прибегать к жестким мерам: наказанию рублем или увольнению.

Расскажите о своем парке техники. Как вы его обновляете? Чем располагаете на сегодняшний момент?
– Парк техники у нас довольно большой. Компания оснащена всеми современными и прогрессивными машинами и механизмами. Материально-техническая база ООО «ИБТ» включает в себя тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК) Herrenkneht внешним диаметром 6250 мм, подвижные составы, подъемно-транспортные механизмы, землеройную технику, автономные дизельные электростанции и вентиляционные установки, энергетическое оборудование, маркшейдерские приборы и оборудование жизнеобеспечения, а также машины для сооружения «стены в грунте». В общем, все, что нужно для полноценной работы и жизни компании. Парк периодически обновляем через лизинг.

Планы на будущее – в чем они?
– Планы на будущее простые, но амбициозные. Выиграть тендер на строительство еще нескольких станций метро, освоить жилищное строительство и расширить компанию для реализации всех вышеперечисленных возможных проектов.

Стройкомплекс Москвы подвел итоги работы за семь месяцев 2018 года
  • 13 августа, 19:39
  • Андрей Макарский
Утвержден дизайн станций метро БКЛ и Филевской линии
  • 13 августа, 19:43
  • Максим Клинский
Открыто движение по новому проспекту и путепроводу на территории ЗИЛа
  • 13 августа, 19:40
  • Сергей Чаев