20 августа 2018
Издается с 1957 года

Город будущего

Мегаполис должен быть ориентирован на человека

Pic 1533581337

Новая философия городской жизни возникла сравнительно недавно – жители перенаселенного мегаполиса стали осознавать, что город может быть не только местом, где надо работать, но и территорией, где приятно жить, проводить свободное время. Эта концепция оказалась близка мэру Москвы Сергею Собянину, который стал активно претворять ее в жизнь. Появились общественнные пространства, обновились парки, люди начали просто гулять по улицам. От строительства отдельных зданий произошел поворот к развитию городской среды в целом. Программа реновации устаревшего жилья этот процесс подстегнула – к проектированию новых кварталов были привлечены архитекторы и проектировщики мирового уровня.

Каким он будет, город будущего? Об этом говорили и участники VIII Московского урбанистического форума (МУФ) «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни», который прошел в парке «Зарядье» две недели назад. В правительстве Москвы подвели его итоги. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, форум стал самым представительным за всю историю проведения подобных мероприятий. К участникам и гостям с приветственной речью впервые обратился президент РФ Владимир Путин, который отметил успехи столичных властей и рекомендовал другим регионам организовывать у себя аналогичные площадки для обмена опытом и успешными практиками. Известные всему миру градостроители представили в рамках МУФ свои оценки текущей ситуации и предложения на перспективу.

В своих исследованиях крупнейшие международные консалтинговые компании ( PwC, McKinsey, BCG, KPMG) затронули такие важные для столичной агломерации темы, как градостроительное развитие, конкурентоспособность экономики, эффективность систем здравоохранения и образования, развитие комфортной городской среды, транспортной системы и т.д. «Приехали специалисты со всего мира, дали рекомендации, сравнения, поделились мнениями. Один из главных плюсов форума – мы сейчас четко понимаем видение, как развиваются мировые города, какие ошибки сделаны и на чем нужно сделать акцент», – заявил заммэра.

По словам Марата Хуснуллина, обширное наследие МУФа не останется невостребованным: «Форум дал богатую пищу для ума. Все мировые мегаполисы сегодня развивают цифровые технологии, транспортную инфраструктуру, уделяют большое внимание экологии. Мы также учтем это в своих предложениях». После того как все прозвучавшие идеи обобщат и проанализируют, их возьмут в проработку для подготовки новой стратегии развития Москвы на годы вперед. Город будущего станет в первую очередь ориентироваться на человека. «В центре всего развития мегаполиса, развития урбанизированной среды должен стоять человек с его интересами и потребностями. От этого мы и будем отталкиваться», – подчеркнул Хуснуллин.

Потребности жителя мегаполиса, в принципе, хорошо известны – это качественное доступное жилье, комфортная городская среда, удобные транспортные связи, позволяющие с минимальными временными потерями добраться из пункта А в пункт Б, места приложения труда в шаговой доступности, эффективные системы образования и медицинского обслуживания, а также возможности для отдыха и разнообразного досуга. Над этим комплексом задач правительство Москвы работает уже не первый год, поэтому вряд ли в новой стратегии появится что-то принципиально новое. Скорее, можно ожидать конкретизации предложений по отдельным направлениям. В частности, городские власти обещают, что создание транспортной инфраструктуры надолго останется в приоритете, хотя участки работ изменятся. После завершения в 2023 году крупных дорожных проектов, таких как Южная рокада, Северо-западная, Северо-восточная и недавно анонсированная Юго-восточная хорды, строители приступят к созданию новых поперечных связей и местных дорог, связывающих отдельные районы. «Это будут небольшие по протяженности дороги, но они важны для разгрузки скоростных магистралей и улучшения транспортной доступности каждого квартала», – поясняет Хуснуллин. Всего планируется построить не менее 100 таких дорог-связок.

В метростроении после завершения Большой кольцевой линии приоритетом станут новая Москва и периферийные территории. Городская подземка придет сначала в Коммунарку, а после 2023 года – в Троицк и Рублево-Архангельское. Еще одна ветка протянется в столичный район Бирюлево. Пройдет метро и к аэропорту «Внуково», куда продлится желтая ветка. Протяженность столичной подземки в 2027 году составит 630 км, при этом 95% москвичей будут жить в пешеходной доступности от метро. Интересны перспективы развития ТПУ и железнодорожных диаметров. Первые видятся как новые точки притяжения деловой активности, в которых будут сконцентрированы маршруты общественного транспорта и места приложения труда. Что касается Московских центральных диаметров, то Москву будущего они будут пересекать не только по земле как пилотные проекты, готовящиеся к запуску в 2019 году, но и под землей, что позволит обеспечить связь между всеми радиальными направлениями ж/д и основными городами Московской области.

Говоря о перспективах транспортного строительства, Марат Хуснуллин любит цитировать Ли Куан Ю, которого называют «отцом сингапурского экономического чуда»: «Надо расти так быстро, чтобы быть в состоянии поддерживать этот рост. Если ты можешь расти, но не делаешь этого, то ты совершаешь глупость».

Перспективы жилищного строительства в целом тоже понятны: упор будет сделан на совершенствовании архитектурно-планировочных решений, благоустройстве, ориентированном на потребности конкретных жителей, и внедрении стандартов «умного дома». Причем инициатором применения прогрессивных технологий в рамках программы реновации выступят сами столичные власти. «Те дома, которые сегодня проектируются Фондом реновации специально для программы, будут отвечать так называемому стандарту Smart 1.0, то есть стандарту «умного дома». Первые такие здания появятся до конца 2020 года», – заявил на МУФ глава департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин. По его словам, smart-дома будут оснащены домофонами с кнопками вызова не только квартиры, но и службы 112, а также объединенной диспетчерской службы. Кроме того, в домах планируется установить водосчетчики и другие приборы учета, автоматически передающие показания в расчетные центры, – счета за коммунальные услуги будут приходить жильцам на электронную почту.

На форуме также показали три проекта победителей конкурса лаборатории городских инициатив MUF LAB 2018: «Город в городе» (инженерно-архитектурное решение, позволяющее трансформировать внутренний двор Музея Москвы под различные нужды), «Цифровые шоу-рум 2.0» (технология создания виртуальной версии квартир с быстрой загрузкой различных вариантов оформления и декора) и «Банк вашего двора» (отделения банков будущего как финансовые и образовательные учреждения). «Лабораторные работы» из теории вскоре начнут воплощаться в практику.

Большое внимание уделят и вопросам безопасности. «Появятся камеры во дворах, на подъездах и в подъездах. А в каждом лифтовом холле будет оборудовано смарт-табло, показывающее погоду, городские новости и много чего еще», – рассказал Лёвкин. Власти рассчитывают, что коммерческие застройщики последуют их примеру: без цифровизации жилого сектора трудно себе представить мегаполис будущего.

Стройкомплекс Москвы подвел итоги работы за семь месяцев 2018 года
  • 13 августа, 19:39
  • Андрей Макарский
Утвержден дизайн станций метро БКЛ и Филевской линии
  • 13 августа, 19:43
  • Максим Клинский
Открыто движение по новому проспекту и путепроводу на территории ЗИЛа
  • 13 августа, 19:40
  • Сергей Чаев