20 августа 2018
Издается с 1957 года

Москва стала образцом для подражания

Задач много, но есть ресурсы для их решения
Наталья Крол31 июля 2018№25 77

Pic 1532984578

«Умный» город и город будущего… Как связаны между собой эти понятия? И связаны ли вообще? На этот и другие вопросы отвечает директор Института Генплана Москвы Оксана Гармаш.

Оксана Алексеевна, какой вам видится Москва будущего? И как нам приблизить это будущее, в том числе градостроительными средствами?
– Думать о Москве будущего, конечно, важно. Без этого невозможно сформулировать стратегию развития. С другой же стороны, всегда существует риск удариться в маниловщину или, наоборот, заиграться в Демиурга – по примеру печально известных исторических персонажей, чуть было не снесших пол-Рима и пол-Берлина ради своих амбициозных градостроительных замыслов. Фантазировать о будущем позволительно художникам, писателям, но градостроители, от которых это будущее напрямую зависит, должны о нем именно думать, рассуждать, причем сообща, советуясь с узкими специалистами – социологами, транспортниками, экономистами, экологами.
Что касается меня, как директора Института Генплана Москвы, и сотрудников института в целом, то мы размышляем о будущем Москвы исключительно в русле действующей градостроительной политики столичной администрации, которую считаем абсолютно правильной. Мы не склонны строить воздушные замки. У нас также нет никакого желания ставить эксперименты на москвичах, как то делали советские авангардисты. Для нас важнее всего, чтобы жители города были довольны. Надо развивать периферию и укреплять ее транспортные связи с центром, в том числе за счет расширения метро, повышать долю озелененных территорий в пределах МКАД, модернизировать жилой фонд, доставшийся нам в наследство от Советского Союза, внедрять систему скоростного рельсового транспорта с целью интенсификации пассажирского трафика между Москвой и регионами и т.д. Задач – непочатый край. Ресурсы для их решения есть.

Город будущего и «умный» город – это одно и то же? Как превратить Москву в «умный» город?
– Ставить знак равенства между этими понятиями, на мой взгляд, неуместно. «Умный» город – это город, который соответствует таким критериям, как комфорт, безопасность, устойчивость и эффективность. Он также должен отвечать потребностям жителей и быть в состоянии быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Подобные города существовали и в прошлом. А город будущего – вещь умозрительная, хотя визуализированные фантазии некоторых архитекторов, художников, кинематографистов на эту тему поразительно талантливы. Например, «Новый город» Антонио Сант-Элиа в серии в его архитектурных эскизов или в фильме Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы».
Москва может стать «умным» городом и обязательно им станет – мы уже на пути к этому. Однако важно понимать, что «умный» город – это не только информационные технологии и компьютеризация ЖКХ. Важнейшим фактором в данном случае является соблюдение четырех основополагающих принципов формирования городской среды – это комфортность, безопасность, эффективность и устойчивость. Эти моменты необходимо закладывать еще на этапе разработки Генерального плана. Кроме того, процедуры принятия решений, влияющих на город, – административных, планировочных и проч. – должны быть максимально прозрачными, это также обязательное условие для создания «умного» города.

Какие города по уровню своего развития, на ваш взгляд, задают фору остальным? Приведите примеры современных городов будущего. В чем их преимущества?
– Многие восхищаются Сингапуром, Нью-Йорком, Гонконгом, Токио, величают их городами будущего, но легко восхищаться чем-то на расстоянии. Точно так же полстолетия назад многие восхищались городом будущего Бразилиа, спроектированным Лусио Костой и Оскаром Нимейером в 1950-е, который сегодня воспринимается как главный символ провала модернистского градостроительства – о нем говорят как об одном из самых неудобных для жизни городов, городе для машин. Так что одно дело – куда приятно прилетать на неделю-другую, и совсем другое – где комфортно жить. Жить хорошо, полагаю, в городах Швейцарии, но ни Цюрих, ни Люцерн нельзя отнести к городам будущего. Упомянутые мной Сингапур, Нью-Йорк, Гонконг и Токио – фантастически интересные города, по целому ряду показателей очень комфортные, но жить в них? Не уверена, что это так уж здорово.
Вообще, мне очень нравится Москва, вернее, то, какой она стала за последние пять с лишним лет. Некоторые сравнивают нашу столицу с лоскутным одеялом – якобы она эклектична, структурно фрагментирована. Отчасти это справедливо: так сложилось исторически, что архитектурный облик Москвы довольно-таки разнороден, кроме того, часть территорий действительно «отрезана» от города – железнодорожными ветками, промышленными зонами и прочим. Но, например, благоустройство столичных площадей, дворов, улиц, осуществляемое московским правительством, сделало наш город эстетически более цельным. Кроме того, создаются новые автомобильные и пешеходные связи, недавно было запущено движение пассажирских поездов по Московскому центральному кольцу и т.д., то есть город «собирается» не только эстетически, но и инфраструктурно. Едва ли Москву можно назвать городом будущего, но для многих она становится или уже стала образцом для подражания, что не хуже, а может быть, даже и лучше. И сверхуспешная, судя по отзывам специалистов и болельщиков, организация ЧМ-2018 – лишнее тому подтверждение.

Существует ли опасность повышения урбанизированности города, увеличения плотности застройки и улично-дорожной сети с развитием скоростного рельсового транспорта?
– Однозначно нет. Напротив, благодаря сокращению временных затрат на передвижение за счет внедрения этого вида транспорта человеку, проживающему, например, в дальнем Подмосковье, но желающему работать в Москве или приезжать сюда с культурно-досуговыми, медицинскими целями, уже не будет нужды переселяться, тратиться на гостиницу.
Что касается повышения плотности улично-дорожной сети, то надо отметить, что в пределах города ее общая протяженность на сегодняшний день намного ниже требуемой. Наращивание протяженности и плотности улично-дорожной сети лишь улучшит ситуацию с транспортным обслуживанием населения. Так что ваши опасения напрасны. Хуже не будет – будет только лучше.

Стройкомплекс Москвы подвел итоги работы за семь месяцев 2018 года
  • 13 августа, 19:39
  • Андрей Макарский
Утвержден дизайн станций метро БКЛ и Филевской линии
  • 13 августа, 19:43
  • Максим Клинский
Открыто движение по новому проспекту и путепроводу на территории ЗИЛа
  • 13 августа, 19:40
  • Сергей Чаев