Еще несколько «Сити» не помешают

Еще несколько «Сити» не помешают

Еще несколько «Сити» не помешают
Еще несколько «Сити» не помешают
Фади Джабри о новых возможностях и неиспользованных резервах столицы

Перед началом МУФ-2018 Фади Джабри, партнер японского архитектурного бюро Nikken Sekkei, прогулялся по центру Москвы. «Теперь можно пройти к парку «Зарядье», минуя автомобильные дороги, – отметил он, – и это хорошо, что в городе становится все больше пешеходных зон». Своим видением московского процесса урбанизации Фади Джабри поделился в интервью нашей газете. 

– Господин Джабри, вы хорошо знаете Москву, работаете здесь. Но, наверное, можете посмотреть на нее глазами японского градостроителя. В чем вы видите успехи и проблемы российской столицы? 

– Москва может гордиться теми проектами большого масштаба, которые были реализованы в городе за последние пять-шесть лет. Мне очень нравится программа «Моя улица», мне нравится, как благоустраиваются набережные Москвы-реки. Мне симпатичен парк «Зарядье». Такое дорогое место в центре городе стало настоящим подарком для горожан и туристов со всего мира. Однако я исхожу из азиатского опыта развития. Да, Москва – европейский город, но это мегаполис. А проблемы мегаполисов отличаются от проблем европейских городов, как правило, довольно лаконичных по своим масштабам. Такие города, как Москва, нуждаются в уплотнении, создании субцентров. Сейчас в Москве только один такой центр – «Москва-Сити». А знаете, сколько их в Токио? Семь-восемь при той же численности населения и при той же инфраструктуре. По пути создания нескольких центров деловой активности идет Лондон. Мне кажется, что это актуально и для Москвы. 

– Вы считаете, что если бы в Москве появилось несколько «Сити», то они были бы востребованы? 

– Уверен. Может быть, их должно быть не восемь, а всего три. Но когда их несколько, они вступают в конкуренцию друг с другом, а город от этого только выигрывает и получает от этого новую динамику развития. Но тут важна интеграция района с транспортными путями. В Москве есть намерение строить ТПУ – это правильно. Но как они будут связаны с жилыми кварталами, пока неясно. Моя компания работает в районе Ботанический сад. И для интеграции транспортных путей и жилья мы создаем подземные связи. А для московского климата, холодной зимы это очень актуально. 

– На одной конференции вы показывали на фото панорамы Токио. Высотные здания – точечно или комплексно – там рассыпаны по всему городу. Если Москва пойдет по этому пути, плотность застройки будет увеличиваться? 

– Несомненно. 

– Но жители города относятся к этому довольно болезненно. В Токио тоже? 

– Нет. И то, о чем вы говорите, известный парадокс. Для людей важно и расстояние между зданиями, и то, как это расстояние спланировано. Комфортно ли мне переходить от одного объекта к другому – вот что имеет значение, а не то, каковы они по высоте. Да, пропорции важны. Но когда видишь, как городские пространства грамотно спланированы, как они соединены и благоустроены, вопросов не возникает. В субцентрах обычно идет параллельное развитие и наземных, и подземных пространств. В Москве ощущается большая нехватка подземных объектов. Часто говорят, что это дорого. Но ведь и в Канаде, и в Японии активно строят под землей. Мне кажется, об этом градостроителям Москвы стоило бы подумать. Уплотнение всегда идет параллельно с развитием подземных проектов, возможностями перехода таким образом из одного здания в другое. По сути, это мировая практика. 

– Как вы думаете, актуальна ли для Москвы проблема «пятого вида»? И из объектов «Сити», и со смотровых площадок, и из пентхаусов открываются широкие столичные панорамы. Но виды на город – это же еще и крыши домов. Каков на этот счет опыт Токио? 

– В мире к этому относятся по-разному. В Европе собственников домов обязуют оформлять крыши домов в определенном стиле. В Токио к этому относятся без особого внимания. Об их эстетике особенно не беспокоятся.