Новая Москва открывает границы - Московская перспектива

Новая Москва открывает границы

Новая Москва открывает границы
Новая Москва открывает границы
Владимир Жидкин о создании города будущего, атмосфере ЧМ-2018 и любимом виде спорта
С момента присоединения к Москве новых территорий прошло шесть лет. За это время объединенный округ ТиНАО сильно изменился: концепция развития этих земель, над созданием которой ломали головы лучшие отечественные и зарубежные урбанисты, начала приобретать конкретные очертания. О том, как преображается новая Москва сегодня и какой она станет в будущем, журналистам «Московской перспективы» рассказал гость редакции, руководитель департамента развития новых территорий города Владимир Жидкин. Большая разница Владимир Федорович, исполнилось шесть лет с момента присоединения новых территорий к Москве. Что вы считаете главным достижением в развитии ТиНАО за это время? – Шесть лет – небольшой срок, но за этот период мы добились, считаю, главного – новая Москва развивается комплексно и сбалансированно. Когда мы начинали проект, скептики говорили, что появится много жилья, а рабочих мест не будет, или строительство дорог будет отставать, или социальные объекты. Мы параллельно проектировали и строили, стараясь не упустить ни одно из направлений. И сегодня уже все убедились, что на территории идет сбалансированное развитие, и я считаю это успехом. Успевает ли транспорт за «взрывным» строительством недвижимости? – Транспорт успевает. Более того, дороги мы строим на перспективу. У нас есть трассы, которые проходят там, где инвесторы и девелоперы еще даже к проектированию не приступили. Если сравнивать транспортные возможности территории в момент присоединения и сейчас – увидим большую разницу. Тогда не было столько жилых объектов, коммерческой недвижимости, но дороги уже были перегружены. Сегодня строится почти 10 млн кв. метров жилья и почти 4 млн кв. метров коммерческой недвижимости, при этом загруженность на дорогах даже снизилась. И динамика строительства дорог только наращивается. То есть трафик увеличивается за счет увеличения жителей новостроек. Вы же успеваете строить дороги не только для них, но и на перспективу? – Да, мы решаем транспортные проблемы, которые были на этой территории до их присоединения к Москве, а также работаем на перспективу. Калужское, Киевское шоссе почти полностью стояли. Сегодня мы завершаем реконструкцию Калужки, за счет строительства отдельных объектов свободнее стало на Киевке. Кроме этого у нас появились еще различные поперечные связи, путепроводы через железную дорогу. Открыты эстакады в Щербинке, Кокошкине, Марушкине, Переделкине. Это связало территории, ранее разделенные железными дорогами, и водители теперь пользуются этими поперечными связями, у многих отпала необходимость выезжать на МКАД. Если мы за шесть лет ввели в эксплуатацию около 90 км дорог, то за ближайшие три с половиной года планируем построить еще 200. Какие ветки метро в новую Москву уже строятся и планируются? Сокольническая ветка пришла в Саларьево. Сейчас идут работы по ее продлению до Коммунарки. Недавно мэр Москвы произвел технический запуск Калининско-Солнцевской линии. Построено несколько станций, часть из них в старой Москве, а две – в ТиНАО: «Говорово» и «Рассказовка». Жилье по вкусу молодежи Так как в новую Москву переезжает все больше молодых семей, потребность в школах и детсадах высокая – очереди есть? – За шесть лет мы уже построили 55 социальных объектов. Из них около 30 детских садов, 12 школ, остальное – поликлиники. В этом году планируем сдать 20 социальных объектов (в прошлом году их было 10). И так по нарастающей на ближайшие 3–4 года. Если бы нам приходилось обеспечивать только постоянно проживающих жителей, то у нас сейчас во многих школах и детских садах были бы свободные места. Но в новой Москве часть граждан проживает не только в крупных населенных пунктах, но и в коттеджных поселках, которые по нормативам Московской области не обеспечивались школами и детскими садами. Если раньше люди просто приезжали сюда отдыхать, то теперь, при наличии транспортной инфраструктуры, многие дачники стали проживать постоянно. Поэтому сегодня потребность в социальных объектах резко увеличивается. Очереди есть локально, в отдельных местах. Сегодня мы усиливаем строительство соцобъектов в крупных городах – Троицке, Щербинке, Коммунарке, Московском. Например, в Троицке начинаем возводить школу на 2100 мест – это будет самая большая школа в новой Москве. На Московском урбанистическом форуме в прошлом году один из градостроителей высказал мысль, что город будущего – это город, в котором развивается современное высшее образование. Вы согласны? – Конечно! Такие перспективы есть, особенно учитывая то, что каждый большой вуз, который находится в границах старой Москвы, хотел бы иметь свой кампус. Сейчас ряд учебных заведений ищут инвестора, чтобы найти какой-то механизм переезда университета на территории новой Москвы. Уже сегодня проектируем первый кампус университета «Синергия» в Ямонтово. Это крупный частный университет, в котором учатся около 40 тыс. студентов. Направления – менеджмент, экономика, много других специальностей. Он не весь переедет в новую Москву, но при этом будет создан новый кампус, возможности вуза расширятся. Они нашли механизм взаимодействия с девелопером: инвестор строит на свои деньги первый корпус, а последующие корпуса университет у них арендует. Это опять же создает новые рабочие места. Вы рассказывали, что создано уже больше 100 тыс. рабочих мест. Их занимают жители новой Москвы?– Новых рабочих мест за шесть лет создано более 100 тыс., а всего уже почти 200 тыс. По статистике 64% жителей новой Москвы не выезжают за ее пределы и находят себе работу либо где-то на коммерческих объектах, либо вовсе работают дома. Это очень высокий показатель. По сравнению с ситуацией пяти-шестилетней давности сегодня занятость точно выше. В новой Москве почти вся земля находится в собственности у различных компаний. Мы находим механизмы мотивации застройщиков, чтобы они создавали в первую очередь рабочие места, а только потом выдаем разрешение на строительство жилья. По-другому нельзя, иначе это будет гигантский спальный район. БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ПАРИЖАНЕ Проект новой Москвы часто сравнивают с «Большим Парижем». Какие у нас сходства и различия?– Когда шесть лет назад мы только приступали к проекту развития новых территорий столицы, то, конечно, внимательно изучили опыт других мегаполисов. Опыт именно «Большого Парижа» нам показался наиболее интересным. Наши парижские коллеги очень по-доброму отнеслись к просьбам своих коллег-москвичей поделиться опытом, рассказать, какие трудности могут нас ждать и как избежать ошибок. В итоге нашего диалога мы многое почерпнули и действительно на их опыте, как на надежном фундаменте, начали строить свою работу. Не без гордости могу сказать, что некоторые моменты мы прошли с меньшими, чем наши коллеги, потерями. Например, мы значительно быстрее подготовили градостроительную документацию, основательнее провели публичные слушания и, как следствие, быстрее приступили непосредственно к реализации проекта, что называется, на земле. Теперь, это я знаю точно, уже есть чему поучиться у нас. Именно поэтому наши встречи с французскими коллегами продолжаются и они по-прежнему остаются взаимно полезными и интересными. Это надо ощутить Вы следите за проведением чемпионата мира по футболу? Конечно, это столько эмоций – там надо побывать, чтобы это ощутить, потому что когда одновременно 80 тыс. зрителей ликуют – атмосфера поражает. И стадион «Лужники» получился шикарный, один из лучших в мире. Как обстоит дело со спортивными объектами в новой Москве? – У нас есть спортивные объекты в каждом населенном пункте. В Московском вообще начинаем строить крупный стадион за счет средств бюджета. Небольшие спортивные объекты появляются во всех крупных центрах. Инвесторы проявляют интерес к строительству спортивной инфраструктуры. Адмирал ждет встречи Во время вашего прошлого визита к нам в редакцию вы рассказали про любовь к лошадям. И как Адмирал поживает?– Отлично поживает, ждет выезда, вот в воскресенье поеду на конюшню. Стараюсь посещать спортивные мероприятия, например, соревнования по конкуру. Недавно проходил этап Кубка мира в «Отраде». Стараюсь находить механизмы, чтобы помочь развитию конной культуры и спорта. Внукам вы точно привили любовь к лошадкам. Правда ли, что ваша внучка профессионально занимается конным спортом?– Да, она входит в юношескую сборную России. Две недели назад выиграла соревнования в «Отраде», и в «Звездном» завоевала первые места по конкуру. А правда, что вы восточными единоборствами занимаетесь и у вас пояс есть коричневый?– Уже 10 лет занимаюсь айкидо, но пояс черный. Мне интересна философия этого вида спорта, нравится техника, динамика. Очень сложная техника исполнения каждого приема. И ты не просто отрабатываешь, а постоянно учишься. Там все основано на противодействии энергии противника. Его кинетическая энергия используется против него самого. Но времени, конечно, мало, на тренировки хожу 1–2 раза в неделю.