«Большие» проекты двух столиц

«Большие» проекты двух столиц

«Большие» проекты двух столиц
«Большие» проекты   двух столиц
По идеологии, стоимости и значимости проекты расширения Москвы и Парижа очень схожи

Столицы России и Франции запустили свои «Большие» проекты почти одновременно. Париж – в 2008 году, Москва – в 2012-м. Обоим городам стало тесно в своих границах. Чувствовалась перегруженность, моноцентризм и расширение были явно необходимы.

Grand Paris
План проекта «Большой Париж» (Grand Paris) впервые прозвучал 17 сентября 2007 года во время презентации «Город архитектуры и наследия». Президент Франции Николя Саркози тогда заявил, что хочет создать «новый проект комплексного развития «Большого Парижа». Заказчиком проекта выступило государство, координация была поручена министерству культуры. Когда Николя Саркози давал жизнь этому проекту, он так и сказал: «Нас ждет коллапс, надо его избежать!»

Судьбу будущего Парижа на ближайшие 40 лет решил архитектурный конкурс, объявленный в 2008 году. В нем участвовали десять многопрофильных команд из архитекторов, градостроителей, географов, ландшафтных дизайнеров. Среди них были такие прославленные архитекторы, как Жан Нувель, Кристиан де Портзампарк, Антуан Грумбах, Ролан Кастро, Ив Лион, Джамиль Клуш, Ричард Роджерс, Бернардо Секки, Паола Вигано, Финн Гейпель, Джулия Анди и Вини Маас.

На должность министра по делам «Большого Парижа» назначили Кристиана Бланка. Бланк и его команда разработали план транспортной схемы «Большого Парижа», власти региона Иль-де-Франс подготовили собственную транспортную схему. Команды архитекторов, участвовавших в конкурсе, представили третий вариант транспортной схемы. После долгих споров в январе 2011 года наконец-то был найден компромисс между правительством Франции и властями региона Иль-де-Франс.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЕТРО!

Важной частью проекта являлось сооружение автоматизированных линий метро, соединяющих деловые и жилые районы, в частности, Версаль и аэропорт Шарль де Голль, а также пригороды Монфермей и Клиши-су-Буа. Новые линии метро должны были иметь вид восьмерки протяженностью 140 километров с круглосуточным движением, стоимостью 21 млрд евро, и 14 млрд евро предполагалось потратить на расширение и модернизацию уже существующих линий метро.

ПРЕДМЕСТЬЯ ПРОТИВ...

Конечно, к решению французского правительства по реализации плана «Большого Парижа» многие отнеслись критично. Особенно возмущались архитекторы: Жан Нувель написал несколько разгромных статей против Кристиана Бланка – министра по делам «Большого Парижа», отправленного в отставку в июле 2010 года. Негодовали и тогдашний мэр Парижа Бертран Деланоэ, и председатель регионального совета Иль-де-Франс Жан-Поль Хюшон, а также лидер партии зеленых в регионе Иль-де-Франс – Сесиль Дюфло.

Тем не менее парижские окрестности, в которых, конечно, остается много социальных проблем и которыми до сих пор пугают туристов, что у них непременно там вырвут сумку, ударят по голове или их окружат продавцы наркотиков и похитят уличные бандиты, за последнее десятилетие очень сильно изменились. Столичные девелоперы осваивают новые территории. В некоторых кварталах, куда еще недавно боялись сунуться даже полицейские, начался строительный бум и административные изменения. Париж своим пригородам теперь не чужой.

Исход парижан в пригороды идет полным ходом. Новые кафе и рестораны открываются там, например, в 11-м или 20-м округе, гораздо чаще, чем в центре, окрестностях Лувра или Латинском квартале. Французские экономисты и деловая пресса советуют скорее вкладывать средства в недвижимость в пригородах – с открытием станций сегодняшняя цена вырастет в разы.

А ИНВЕСТОРЫ ЗА!

В ближайшие десять лет в предместья должна передислоцироваться финансовая и деловая активность. Эту идею лучше всего отражает будущая кольцевая линия, которая соединит офисные кварталы Дефанса, Булони и Исси-ле-Мулино в обход центра. Кстати и культурная жизнь там буквально кипит: в Дефансе можно посмотреть на гигантскую арку с офисами, в Версале – на дворец и парк, в Буживале посетить дом-музей Тургенева, а в Экуане – Музей Ренессанса, в Сен-Дени посмотреть на королевскую базилику.
Проект «Большой Париж» интересует не только Москву, он интересует Пекин, Бразилию, страны Персидского залива. Идея создания агломерации нескольких городов не нова и активно реализуется в других странах, потому что у всех мегаполисов мира проблемы схожие, и в первую очередь – с транспортом.

БОЛЬШАЯ МОСКВА

Проект «Большая Москва» стартовал в связи с расширением границ столицы за счет присоединения территорий на юго-западе Подмосковья 1 июля 2012 года. Новый облик Москвы разрабатывали архитекторы и урбанисты из разных стран мира. В плане развития «Большой Москвы» за основу был взят французский проект городской агломерации «Большой Париж». «По идеологии, стоимости, масштабам и значимости проекты действительно очень похожи», – заявил столичный градоначальник Сергей Собянин.
17 июня 2011 года президент Медведев предложил расширить границы Москвы. По его словам, это необходимо для развития мегаполиса, причем одна из главных заявленных целей – вывести из центра столицы органы законодательной, представительной и исполнительной власти, а также развивать финансовый центр РФ. Мэру Сергею Собянину и тогдашнему губернатору Московской области Борису Громову понадобилось меньше месяца, чтобы прочертить новые границы двух регионов. Москва официально увеличилась в два раза – географический центр новой агломерации расположен теперь где-то в Южном Бутове. Проект «Большая Москва», как и «Большой Париж», тут же вызвал шквал критики, эмоций и разочарования. Неизбежным элементом процесса агломерации стало соперничество федеральных, городских и пригородных властей – что в Москве, что в Париже.

КОНКУРС НА БУДУЩЕЕ

В Москве конкурс на лучший план расширения столицы был объявлен 13 января 2012 года и организован в полном соответствии с парижской моделью. В финал вышли десять команд. Территория в 150 тыс. гектаров вплоть до границ с Калужской областью практически удваивает площадь столицы. Перевезти туда планировалось около 2,5 млн человек. В первую очередь это чиновники и их семьи.
Проект «Большая Москва» обогнал «Большой Париж» по темпам реализации. Об этом заявил и бывший министр городского хозяйства Парижа и куратор проекта «Большой Париж» Морис Леруа, который весной 2013 года был назначен советником заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина. «Я впечатлен тем, насколько сильно изменилась Москва за последние шесть лет. Это поразительный результат. По строительству метро, количеству вводимых станций, новых транспортно-пересадочных узлов российской столице нет равных», – сказал экс-министр.

СТРОЙКА И ЭКОЛОГИЯ

Чтобы построить полицентричную метрополию, пригороды необходимо связать между собой, поэтому именно транспорт в «Большом Париже» ставится во главу угла. Новый транспортный план предполагает постройку линий метро, прокладку дополнительных железнодорожных путей и модернизацию транспортных узлов, которые уже существуют. Новое жилье – второй важный аспект плана «Большой Париж». Последние годы город переживает сильное перенаселение: при ограничении высоты зданий 36,9 метра и при площади города 66 квадратных километров жилья решительно не хватает. В новых районах началась экологическая застройка, там стараются отказываться от типовых многоэтажек. Пока в «Большом Париже» выделено десять кластеров по типу экономической специализации. Особое внимание уделяется району Сакле, который станет французской Кремниевой долиной.

Отдельный проект – реабилитация уже существующих, но совсем непривлекательных построек. Знаменитый Жан Нувель, скажем, предложил строить поверх фасадов таких зданий прозрачные кубики-балконы с зелеными террасами. Экологическая линия вообще доминирует во всех конкурсных проектах: так, Ричард Роджерс мечтает засадить все крыши Парижа зеленью, превратив их в «зеленый ковер», а Антуан Грумбах думает вытянуть агломерацию вдоль бассейна Сены в сторону Руана и Гавра и превратить столицу в морской порт.

Именно авторы этой идеи – архитекторы Антуан Грумбах и Жан-Мишель Вильмотт выиграли международный конкурс проектов развития «Большой Москвы».
При этом из десяти предложенных идей обустройства «Большого Парижа» только в плане архитектора и градостроителя Антуана Грумбаха осью развития города и агломерации стала Сена.
Во всех крупных городах есть порт, поэтому сегодня главная цель – сделать Гавр, второй по величине во Франции и пятый в Европе порт, морскими воротами «Большого Парижа».
«До Гавра, крупнейшего во Франции торгового порта, можно доехать от Елисейских Полей по автотрассе A13. Строительство современной железнодорожной сети для транспортировки грузов между Парижем, Руаном и Гавром, создание надежной связи между морской и речной частями Гаврского порта и слияния портов Руана, Кана и Гавра – дело первостепенной важности, что отмечает архитектор.

ГОРОД В ЛЕСУ И ЛЕС В ГОРОДЕ

Выбирая разработчиков проекта «Большая Москва» и обустройства берегов Москвы-реки, Россия ориентировалась на французский опыт, поэтому в Россию приехали архитекторы-урбанисты Грумбах и Вильмотт. Международное сотрудничество и опыт работы над проектом «Большой Париж» позволили двум французам вместе с русскими коллегами разработать масштабную программу городского благоустройства. «Цель проекта «Большая Москва, – говорит Жан-Мишель Вильмотт, – превратить растущую и модернизирующуюся столицу России в мегаполис мирового уровня, где людям хорошо и приятно жить. Мы долго искали и наконец нашли центральную идею: город в лесу и лес в городе. В каждом районе будет равное количество заасфальтированных и зеленых пространств».

РАЗНИЦА НА СТАРТЕ

Главной неудачей Саркози называют то, что из всего заявленного начать осуществлять пока удалось только транспортный проект Le Grand Paris Express. Урбанистическая составляющая сильно запаздывает. Но бесспорным успехом оказалось то, что в дискуссию о будущем города включились все его жители.
Специалисты отмечают, что в «Большой Москве» заметен серьезный перевес в сторону жилищного строительства. Причем мэр Собянин хочет поделить город на три зоны с разной степенью застройки. Первая зона – между Бутовым и Солнцевым – станет урбанистической. Вторая, возле Троицка, образовательной – там появятся учреждения науки и культуры. Третья, за Троицком, превратится в район лесов и парков. Также присоединяемые территории планируется разделить на шесть кластеров: административно-деловой с правительственным кварталом, финансово-деловой, университетский, медицинский, рекреационно-туристический и кластер инноваций.

Теги: #