20 августа 2018
Издается с 1957 года

Урбанфорум – площадка для обмена опытом

Марат Хуснуллин о программе Moscow Urban Forum 2018, развитии города и результатах градостроительной политики
Марина Россинская17 июля 2018№23 73

Pic 1531828123

Чемпионат мира по футболу 2018 года, который гостеприимная российская столица принимала в течение месяца, завершается. Гости покидают мегаполис, оставляя в сердце добрые воспоминания о прекрасном празднике футбола и, конечно же, массу впечатлений о чудесном городе, который за последние годы заметно преобразился и похорошел. Но Москва не опустеет: на смену спортсменам и болельщикам приедут ведущие урбанисты и архитекторы, мэры крупнейших городов мира, экономисты, градостроители, эксперты, журналисты – участники VIII Московского урбанистического форума. О его программе, темах
и сессиях, о мировых знаменитостях, которые почтят своим присутствием МУФ-2018, и, конечно же,
о достижениях Москвы и планах на будущее рассказывает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Марат Шакирзянович, в этом году столица в восьмой раз принимает Московский урбанистический форум. Какой глобальной теме его в этот раз решили посвятить?

– В этом году главная тема форума – «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни». Символично, что он пройдет на площадке, которая представляет собой при­мер организации открытого, многофункционального, во многом уникального общественного пространства, – парке «Зарядье». Наш ландшафтный парк, созданный на месте снесенной гостиницы «Россия», открылся меньше года назад, но уже сегодня по посещаемости москвичами и туристами бьет все мыслимые и немыслимые рекорды. Теперь его «распробуют» на вкус участники и гости урбанфорума со всех концов земного шара. Цель нынешнего форума – обсудить результаты масштабных трансформаций мегаполисов, которые произошли за последние десятилетия, и выработать наиболее удачные решения и инструменты конструирования будущего крупнейших агломераций мира. Время не стоит на месте, и мегаполисы вынуждены адаптировать пространственные решения и инфраструктуру к меняющимся требованиям экономики, экологии, социума, культуры и так далее. Конечно же, мы представим и свое видение мегаполиса будущего на примере развития Москвы, достигнутых за последние почти восемь лет результатов градостроительной политики, покажем наиболее удачные проекты – как уже реализованные, так и те, что реализуются сегодня и получат воплощение в будущем. Будут обсуждаться такие темы, как развитие транспортной инфраструктуры и ее влияние на построение комфортного города, открытого и дружелюбного человеку, формирование новой городской среды с привлекательной архитектурой, вопросы массового жилищного строительства, благо-
устройства и создания новых общественных пространств. Нам есть чем удивить наших зарубежных коллег и партнеров. И, безусловно, очень полезно почерпнуть их опыт.

Какие же основные тренды в организации городского пространства, актуальные для Москвы, на ваш взгляд, привлекут внимание коллег из других городов России и мира?

– Самый главный тренд – полицентрическое развитие тер­риторий с целью превращения Москвы в город, удобный и комфортный для жизни, работы и отдыха. Наша главная задача, которую мы последовательно решаем, – организовать городское пространство так, чтобы люди могли работать максимально близко к местам проживания, чтобы они тратили как можно меньше времени на дорогу. Мы уже давно ушли от точечной застройки и перешли к комплексному, сбалансированному освоению территорий. В условиях густонаселенного города с переуплотненным центром необходимо было создавать точки экономического роста и притяжения на периферийных территориях. Что мы и стали делать, и делаем по сей день. Главным ресурсом в этом плане стали новая Москва и бывшие заброшенные промзоны, в том числе те, что примыкают к Московскому центральному кольцу. Благодаря тому, что мы в эту дорогу вдохнули жизнь, реконструировав ее, модернизировав и запустив пассажирское движение, получив тем самым полноценное наземное метро, интегрированное с подземкой и радиальными линиями железной дороги, территории вокруг стали привлекать инвесторов для реализации проектов комплексной застройки.

Мы преимущественно отказались от размещения в центре Москвы офисов, переориентируя их в срединную часть города, на окраины вблизи транспортных узлов. А центр стали развивать как культурное ядро, как привлекательную территорию для туризма, проведения досуга и отдыха. Самой же главной задачей было грамотно выстроить транспортную логистику. Москва в этом плане за последние годы совершила самый настоящий рывок: по темпам и объемам строительства метро и железнодорожных магистралей в черте города, дорожно-транспортного строительства наша столица сегодня занимает лидирующие строчки в мировых рейтингах. И снижать темпов мы не намерены. Причем запускаем и новые транспортные проекты. Такие как, например, Московские центральные диаметры. Сквозные маршруты, которые пройдут через весь город, позволят пассажирам, а это и жители Подмосковья, и столицы, значительно экономить время в пути. Если сейчас, чтобы добраться из Лобни в Одинцово, требуется потратить с пересадками около двух часов времени, то с запуском диаметра это можно будет сделать всего за 40–45 минут, причем не сделав ни одной пересадки. И таких диаметров будет несколько. Что касается дальнейшего развития подземки, то ключевой проект на ближайшие годы – завершение строительства Большой кольцевой линии метро (БКЛ), которая станет самой длинной кольцевой подземной дорогой в мире: ее протяженность с оборотными тупиками составляет около 70 километров, на ней будет 31 станция, пять из которых уже открыты и ими пользуются пассажиры. Причем БКЛ дает возможность тянуть от нее метро практически в любую точку города. Так, уже строится Кожуховская линия, первый участок которой мы запустим в этом году, а второй – в будущем. В перспективе от второго кольца будут построены ветки в Коммунарку, в Бирюлево и Рублево-Архангельское. Таким образом, через восемь-десять лет станции скоростного общественного транспорта в шаговой доступности получат 95% москвичей. Помимо рельсового транспорта активно строим и реконструируем дороги. Уверен, коллегам будет интересен наш масштабный проект по организации удобных поперечных дорожных связей в виде хорд, которых мегаполису долгие десятилетия так не хватало. Северо-Западная хорда почти готова, Северо-Восточная хорда и Южная рокада будут полностью достроены в 2020 году, а дальше будем строить Юго-Восточную хорду. Этот проект призван не только избавить город от пробок, но и улучшить связность между районами, позитивно повлиять на экологию многомиллионного мегаполиса.

На самом деле многие проблемы, и в первую очередь транспортные, являются общими для большинства крупных городов. Поэтому урбанфорум отличная площадка для того, чтобы обменяться полезным опытом, почерпнуть что-то полезное для себя, чтобы, возможно, в будущем это реализовать. Разумеется, в контексте местной специфики, которая у каждого своя. И Москва не исключение.

Какие крупные проекты, влияющие на формирование городской среды, помимо транспортных, в центре внимания стройкомплекса сегодня?

– Самый главный доглосрочный проект – это программа реновации жилого фонда. Проект уникален не только для Москвы, но и для российских регионов, и для крупнейших городов мира. По масштабности с ним вряд ли сегодня сравнится какой другой. Программа реновации жилья призвана не только улучшить жилищные условия порядка миллиона москвичей, но и кардинальным образом повлиять на изменение самой городской среды. Люди не просто переселятся в новые, более просторные квартиры, а будут жить в «умных домах», где продумано все до мелочей: и энергоэффективность, и модернизированные сети, и индивидуальные счетчики, и комфортные входные группы, и первые этажи с общественными функциями, и удобные пандусы, приспособленные для людей с ограниченными возможностями, и многое-многое другое. Кроме того, это дворы без машин, это благоустроенные скверы и парки, это шаговая доступность станций метро, МЦК и радиальных железнодорожных веток, поскольку подавляющее большинство кварталов реновации расположено как раз в пешей доступности от них. Это проницаемость среды, то есть «связность» с соседними кварталами и районами, это привлекательная архитектура, а не серые коробки каменных джунглей, из которых не выбраться и которые на тебя давят даже чисто психологически… То есть, по сути, мы создадим для людей новую городскую среду, новый образ жизни. Уже сейчас мы запускаем первую волну переселения, и к 2028 году программу планируем реализовать на 60%, а к 2032 году ее завершим. Москва обретет свое новое лицо, станет городом комфортным, удобным, открытым и привлекательным.

Возвращаясь к повестке Московского урбанистического форума, хотелось бы узнать, какие абсолютно новые темы обсудят в этом году в рамках сессий?

– Новинок много. Например, пройдут такие сессии, как «Окно в Европу. Удалось ли Москве найти общий язык с иностранными архитекторами?», «Общественный VS личный. Хроники транспортной революции», «Исключение как правило. Как меняются подходы к городскому планированию», «Автобус на блокчейне, музей на big data. Технологии для города будущего». Еще одна интересная тема, которая, уверен, вызовет всплеск интереса участников и гостей урбанфорума, – «Город будущего. Отвечая на запросы нового человека». В рамках этой темы урбанисты и эксперты, мэры столиц мира, градостроители и архитекторы попробуют представить, как будут выглядеть их города в будущем. Потому что запросы жителей со временем меняются, и развитие мегаполисов по всем направлениям должно им отвечать. У каждого города – свой рецепт, свое решение. Но есть и общие, о которых я уже говорил. Думаю, вызовут интерес и такие темы деловой части форума, как «Эко-амбиции. Лучшие практики перехода к городам с нулевым выбросом», «No Stress City. Возможен ли психологический комфорт в мегаполисе?», «Город на сто миллионов жителей. Антиутопия или управленческая реальность?» и другие.

Прошла информация, что в Москву на урбанфорум приедет такая знаменитость, как Рем Колхас, и известный телеведущий Владимир Познер уже договорился с ним об интервью. А кто, помимо этой звезды мировой архитектуры, еще почтит МУФ-2018 своим присутствием? Кто из спикеров выступит в «Зарядье»?

– Да, действительно Рем Колхас подтвердил свое участие в форуме. Москве вообще в этом году повезло – урбанфорум обещает стать самым представительным за всю свою восьмилетнюю историю. В Концертном зале «Зарядья» планируются выступления свыше трехсот спикеров, среди которых выдающиеся архитекторы современности, руководители ключевых международных проектов в области градостроительства и архитектуры, мэры столиц мира. Среди знаковых фигур такие, как экономист Брюс Кац, автор теории креативного класса Ричард Флорида, генеральный директор Smart Dubai Аиша Бин Бишр, архитектор Вини Маас, главный государственный архитектор Нидерландов Флорис Алкемаде, исполнительный директор программы Urban Age Филипп Роуд, вице-президент по глобальным инновациям компании Cisco Гай Дитрих, руководитель департамента развития информационного общества минэкономики и коммуникаций Эстонии Янек Розов, известный архитектор и урбанист-исследователь из Нигерии Кунле Адейми, американский и российский писатель, историк архитектуры Владимир Паперный, автор книги «Стресс в большом городе» Мазда Адли, основатель организации «Врачи без границ» Ксавье Эммануэлли и еще целый ряд известных всему миру людей. Свои выступления они посвятят практически всем основным направлениям современной урбанистики. Будет очень интересно.

А какие российские компании, работающие в Москве, представят на урбанфоруме свои стенды? И как будет выглядеть сама центральная площадка?

– Площадка в этом году уникальна сама по себе: достаточно сказать, что ею станет Концертный зал «Зарядья», а это абсолютно новый, не имеющий аналогов в российской, да и мировой, практике проект. И в день открытия урбанфорума Концертный зал впервые распахнет свои двери. Там разместится настоящая экспозиция будущего, и я ничуть не преувеличиваю. Принято решение использовать smart-решения музейного типа: участники и гости форума увидят мультимедийное пространство. Можно будет даже «прорубить окно» в Москву будущего и представить, каким станет наш город через несколько лет. Свои проекты представят такие известные девелоперские компании, как «Ташир», Ingrad, «РГ-Девелопмент», «КРОСТ», Pioner, MR Group и другие.

Как всегда, по традиции, помимо деловой части форума пройдут и фестивальные дни, когда «Зарядье» смогут посетить все желающие. Так что, пользуясь случаем, приглашаю читателей вашей газеты прийти в парк и увидеть все собственными глазами. Добро пожаловать!

Стройкомплекс Москвы подвел итоги работы за семь месяцев 2018 года
  • 13 августа, 19:39
  • Андрей Макарский
Утвержден дизайн станций метро БКЛ и Филевской линии
  • 13 августа, 19:43
  • Максим Клинский
Открыто движение по новому проспекту и путепроводу на территории ЗИЛа
  • 13 августа, 19:40
  • Сергей Чаев