Самое яркое впечатление – размах застройки

Самое яркое впечатление – размах застройки

Самое яркое впечатление – размах застройки
Самое яркое впечатление – размах застройки //личный архив
Людмила Забарская о «маленькой Москве» и любимой работе

Кто в стройкомплексе Москвы не знает Людмилу Забарскую? Кажется, что ее знают все. И если в эти дни Москва отмечает 30-летие создания системы управления инвестиционно-строительным комплексом, то Людмила Николаевна отмечает и 30-летие своей работы в этой системе: управление по строительству жилья и комплексному освоению территорий она возглавляет с 1988 года.

Людмила Николаевна, не скучно ли столько лет быть на «штабной» работе?
– Здесь не соскучишься! Управление наше за эти годы несколько раз меняло название, но суть остается: держим руку на пульсе стройкомплекса. Работа по существу штабная, а по характеру – оперативная. Участие в формировании программы строительства по городскому заказу, мониторинг реализации объектов, мобильное решение возникающих по ходу дела вопросов – все это было актуально тридцать лет назад, актуально и сегодня.

Бытует мнение, что у женщин, добившихся карьерных успехов, особенно в таких сферах, как строительство, – мужской характер. Есть ли, по-вашему, в этом доля истины?
– Возможно. О себе могу сказать, что в юности любила музыку, много читала, была вполне такая романтичная девушка Люда Соловьева. А поступать поехала в Ашхабадский политехнический, на строительный факультет, потому что уверенно чувствовала себя в технических науках и мечтала, как вся молодежь 60–70-х годов, о грандиозных стройках. Сдала экзамены, и с первого захода поступила в институт.

Вы тогда жили в Туркмении?
– Я родилась в Байран-Али, это районный центр в Мургабском оазисе, недалеко от Кушки – самой южной точки СССР. Семья мамы переехала туда в 30-е годы из Мордовии, семья отца – из Курска, в начале прошлого века, в числе первых железнодорожников. Отец – Соловьев Николай Павлович – участник Великой Отечественной войны с первого до последнего – в Праге – дня, участник Парада Победы 24 июня 1945 года.
…На втором курсе вышла замуж, на третьем – родила дочку. По свободному диплому поехала в Киргизию, в город Ош, на строительство крупного текстильного комбината. За шесть лет работы конкретно познакомилась с функциями проектирования, техзаказа, генподряда. В 28 лет я была назначена заместителем главного энергетика комбината, зона ответственности – проектирование (проектные институты в Ташкенте, Алма-Ате, Бишкеке), строительство, эксплуатация уже сдаваемых в эксплуатацию производств, и в подчинении – одни мужчины, но пожаловаться на них не могу, относились ко мне даже бережно.
Переехав в Подмосковье, пять лет проработала в общестроительном управлении, строившем жилые дома и объекты соцкультбыта. Трудилась в 18-м тресте, известном на всю страну почином бригадира Николая Злобина.
Когда пригласили на работу в Москву, все-таки еще робела. Но быстро освоилась, и теперь уже считаю, что Москва – мой город! Не по прописке, по ритму жизни. Четыре года работала в строй-
управлении. Потом – в аппарате знаменитого в то время МГОЖС (Московское городское объединение жилищного строительства). Варткез Арцруни, возглавлявший МГОЖС, не размышлял на модную нынче тему «делегирования ответственности». Он просто сразу разгадывал профессиональные и личностные качества человека, ставил перед ним задачу и полностью доверял исполнение. Я всегда старалась не подвести.
Для меня важно, что после студенческой скамьи моими лучшими университетами стали общение и совместная работа с талантливыми руководителями. Считаю, что мне очень везло в жизни работать именно с такими людьми, где бы я ни трудилась. Это и Варткез Багратович Арцруни, и Валерий Владимирович Сухоцкий, и Яков Витальевич Топельсон, и Александр Давыдович Косован, и Виктор Федорович Аистов. Это дорогого стоит. Таких людей я встретила и на строительстве комбината в Киргизии, и в Подмосковье, и в Москве.
Многие годы работала под началом Владимира Иосифовича Ресина, училась у него не только управленческим решениям, но и дипломатии.

Успешно?
– Не мне судить, со стороны виднее, хотя я человек эмоциональный.

Какие объекты из тридцатилетней новейшей истории стройкомплекса наиболее запомнились, особенно дороги вашему сердцу?
– Пожалуй, самое яркое впечатление оставляет размах жилищных застроек, небывалый не только в стране, но и в мире. Вы только представьте себе Москву 30-летней давности без таких районов, как Медведково, Гольяново, Лианозово, Бибирево, Новокосино, Жулебино, Люблино, Марьино, Братеево, Орехово-Борисово, Чертаново, Северное и Южное Бутово, Восточное и Западное Дегунино, Крылатское, Некрасовка, Щербинка, Загорье, Строгино, и еще других застроек. Тридцать лет назад этих микрорайонов еще не было, и Москва, оказывается, была такая маленькая…
Застройки велись, как правило, комплексно – жилые дома и объекты соцкультбыта.

Да, сегодня она приросла еще и новой Москвой. Вообще, может показаться, что девизом нашей столицы стал олимпийский девиз Пьера де Кубертена «Быстрее, выше, сильнее!». Не так ли?
– В самом деле, импульс последних лет к развитию высотного, транспортного строительства, к инновациям, качественному освоению городских территорий делает столицу сильнее в градостроительном и экономическом отношении.

Хорошо праздновать юбилей, когда текущие дела в порядке и есть настрой на дальнейшую работу. Расскажите немного об объектах городских программ, которые департамент строительства планирует к вводу в этом году.
– Продолжается жилищное строительство как за счет горбюджета, так и за счет инвесторов. Завершается программа сноса пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения, в текущем году должны быть снесены последние 15 пятиэтажек за счет средств горбюджета, а в 2019 году – последние 17 за счет инвесторов.
Думаю, москвичам интересно узнать, что по программе «Спорт Москвы» ожидаются к вводу два ФОКа, три ВМХ-велодрома, три футбольных поля и четыре спортивных комплекса с бассейнами и другие объекты спорта. Программа «Столичное образование» включает более двадцати объектов: школы, блоки начальных классов, детские дошкольные учреждения.
Наверное, нет смысла перечислять сейчас адреса объектов. Отмечу только, что названные программы, как и ряд других, постоянно пребывают в активном развитии и предлагают строителям весьма непростые технологические задания. К примеру, в настоящее время в Москве реализуется проект экспериментальной школы на 2500 мест с кванториумом (детским технопарком с программами дополнительного образования) на территории ПАО «Завод имени И.А. Лихачева». Типовые школы в Москве уже не строят. Каждая школа – дворец, насыщенный современным оборудованием, предусматривается безбарьерная среда.

Вам интересно сегодня работать?
– О да! Конечно!!!