Свежая палитра Третьяковки - Московская перспектива

Свежая палитра Третьяковки

Свежая палитра Третьяковки

Основанная купцом Павлом Третьяковым в 1856 году галерея изначально располагалась в жилом доме в Лаврушинском переулке, который семья Третьяковых купила незадолго до этого. Поскольку собрание быстро росло, к особняку многократно пристраивались новые помещения. Во время очередной перестройки в 1902–1904 годах появился знаменитый фасад, созданный по эскизам Виктора Васнецова и ставший символом Третьяковки.

После национализации в 1918 году собрание галереи существенно увеличилось, и вновь встал вопрос о ее расширении. В?1930-е годы было задумано создание на базе Третьяковки целого музейного квартала, однако воплотить эту идею в жизнь, похоже, удастся только сейчас.

В рамках концепции развития Государственной Третьяковской галереи до 2020 года и создания музейного квартала в Лаврушинском переулке было запланировано строительство нового корпуса на пересечении Кадашевской набережной, Толмачевского и Лаврушинского переулков.

Проект здания еще в 2006 году разработал глава Моспроекта-4 Андрей Боков. Однако за прошедшие годы представление о том, как должен выглядеть новый корпус, изменилось.

Учитывая исключительную значимость проекта и его уникальное местоположение, было принято решение привлечь лучших российских архитекторов к разработке концепций фасадов нового корпуса галереи. Закрытый конкурс проводился по решению Третьяковки при поддержке Москомархитектуры, в жюри вошли члены Архитектурного совета Москвы. Всего в соревнованиях приняли участие шесть команд – ТПО «Резерв», UNK Project, архитектурные бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», Totement/Paper, «SPEECH Чобан & Кузнецов» и «Остоженка».

Сроки на разработку проектов были отведены минимальные – конкурс стартовал в конце мая этого года. «Задача была поставлена очень сложная, – рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Мы исходили из потребностей музея на сегодняшний день. Очень долго, мучительно, тщательно работали для того, чтобы точно сформулировать, что нам нужно. Важна ассоциативная связь с историческим зданием, с соразмерностью человеку, с пешеходной зоной в Лаврушинском переулке, с приезжающими туристами, автобусы которых останавливаются по ту сторону канала, и первое, что они видят, – как раз новый корпус».

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, между членами жюри разгорелись бурные дискуссии, что свидетельствует о высоком уровне конкурса. При этом господин Кузнецов отметил, что проект-победитель собрал в себе все пожелания, которые высказывались в адрес конкурсантов. Победивший проект полностью отвечает потребностям галереи, подчеркнула гендиректор Третьяковки.

Она также рассказала, что из трех возможных подходов – реплика исторического облика здания, абсолютно новый модернистский проект и историческая стилизация на современный лад – победителем был реализован самый сложный, третий вариант. «Проект абсолютно узнаваем, нет сомнений, что он создается нашими современниками», – подчеркнул Сергей Кузнецов, отметив, что выбранный вариант выглядит свежо и не мимикрирует под историческую застройку.

Член Архитектурного совета Москвы, бывший главный архитектор Берлина доктор Ханс Штимманн также высоко оценил работу «SPEECH Чобан & Кузнецов», подчеркнув уникальность ситуации, когда проект здания делает один архитектор, а концепцию оформления фасадов создает другой.

Остальные представленные на конкурс проекты также получили положительную оценку жюри. Второе место было отдано архитектурному бюро Totement/Paper, третье заняла команда ТПО «Резерв».

Помимо профессиональных архитекторов свои работы на суд жюри представили студенты МАрхИ. Эксперты признали, что среди них были интересные решения, однако до профессионального уровня они не дотягивают. По словам Сергея Кузнецова, ни одна из студенческих работ не может быть воплощена в жизнь. При этом участие в подобных конкурсах – очень позитивный опыт для студентов, отметил главный архитектор столицы.

Победитель конкурса примет участие в разработке проектной и рабочей документации по фасадным решениям, а во время строительства сможет осуществлять авторский надзор за возведением здания. В новом корпусе разместятся депозитарий, реставрационные мастерские, выставочные залы, а также помещения для культурно-просветительских мероприятий.