Вертикальный город — это уже не фантастика

Вертикальный город — это уже не фантастика

Вертикальный город — это уже не фантастика
Вертикальный город — это уже не фантастика
«Вектор движения – город будущего» – так называлась тема панельной дискуссии в МШУ «Сколково»

«Умный город» для человека, строительство на платформах, квартальная застройка живых мегаполисов – такие концепции будущего развития Москвы представили российские архитекторы, планировщики и социологи в рамках дискуссии в школе управления «Сколково». При этом, в каком бы направлении ни развивалась столица, главное, чтобы при формировании новой среды во главе угла стояли интересы жителей и современные технологии.

2050 году более 75% жителей Земли будут жить в городе. Как отмечает Алексей Хохлов, директор корпоративных программ Московской школы управления «Сколково», новые жилые, офисные и коммерческие пространства в крупных мегаполисах должны будут вмещать миллионы людей, что заставляет инвестировать в инновационные, интеграционные и устойчивые решения, позволяющие справляться с ускоряющимся ростом урбанизации.

«Основные проблемы современных городов, – говорит заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект», координатор проектов Московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков, – это разбалансированность городской среды, неприспособленность городских пространств для человека, усиление негативных демографических процессов, рост социального расслоения и дифференциация населения по уровню доходов, а также проблемы жилищно-коммунального хозяйства, слабое развитие инфраструктуры, экологические проблемы, благоустройство территорий и т.д. Поэтому перед властями стоит задача формирования комфортной жизненной среды для москвичей.

При этом архитекторы видят разные пути развития и планировки города. Они реагируют на реалии существующей застройки и предлагают решения, которые могут устроить и девелоперов, и власти, и горожан. Все проекты объединяет общая идея разделения транспортных и пассажирских потоков на разных уровнях и создание зеленых пешеходных зон. Между тем одни предлагают высотное вертикальное развитие городов и увеличение плотности населения, другие видят будущее в грамотном горизонтальном планировании и в природных поселениях, а третьи используют смешанные подходы в зависимости от обстоятельств, но все отмечают главное: городская среда должна создаваться для человека – и никак иначе.

В последние годы городские планировщики и архитекторы по всему миру разрабатывали идеи и создавали разнообразные решения для высокоплотной урбанизации, в результате концепция вертикального города стала одной из популярных. То, что раньше представляли только фантасты, сегодня приобретает абсолютную функциональность. Руководитель архитектурного бюро АБТБ, главный архитектор Московской кольцевой железной дороги Тимур Башкаев считает, что концепция «плоского города» сдерживает развитие центра современной Москвы. Он ратует как раз за «вертикальный» город: обычные кварталы современных домов должны строить на платформах, поднятых на два-три уровня от земли. Под ними будут устроены паркинги, офисные и оздоровительные комплексы. Поверхность платформ выступит в роли нового городского этажа, на котором расположатся парки.

В числе перспективных форм городского развития Тимур Башкаев обозначил две тенденции – увеличение плотности среды и переход от плоского к вертикальному городу. При необычайно высоком росте городского населения в мире высотные дома займут видное место в городах будущего. Концепция вертикального города может стать ответом на вызовы высокоплотной урбанизации.

Илья Заливухин, руководитель ООО «Яузапроект», рассказал, что в результате реализации сталинского Генплана 1935 года город стал стремительно меняться. Развитие происходило за счет создания комплексной транспортной системы метрополитена, прокладки новых улиц и проспектов, высотного строительства, в том числе и в центре города. С 1960-х годов строительство в основном велось в спальных районах, за границами исторического центра города. Хотя отдельные акценты и масштабные проекты в центре все-таки появлялись. В последние годы во избежание нарушения различных регламентов застройки акцент сместился на периферию. Внутри Третьего транспортного кольца строительство жилых высотных зданий, например, таких как знаменитая высотка на Котельнической набережной, теперь ограничено.

Дальнейшее расширение мегаполиса в будущем может привести к образованию на этих территориях гетто, считает он. Одновременно с модернизацией и созданием новой транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры необходимо развивать уже существующие городские территории. Там, где инфраструктура развита лучше всего, возможно и увеличение плотности населения. В том числе в пределах ТТК и Садового кольца, внутри которого сейчас проживают не более 230 тысяч человек, что составляет всего 1% от населения города. При этом инфраструктура здесь самая развитая. Число жителей в центре может быть значительно увеличено без существенных нагрузок на транспорт, эта часть города должна быть наиболее плотной в структуре агломерации.

По мнению архитектора, «город Москва» заканчивается на Третьем транспортном кольце. Это центр – довольно большой город диаметром 10 километров. А дальше начинается некая совокупность городов, которая образовывается вокруг крупных и удобных для жизни территорий.

Например, «город Академический» на юго-западе Москвы, который был запроектирован в 1935 году по сталинскому Генплану. Это действительно целый город – большой, со своим университетом, улицами, центральными проспектами и площадями. В районе достаточно инфраструктуры для полноценной жизни. Есть «город Речной» вокруг Химкинского водохранилища, объединяющий Тушино, Химки-Ховрино. Вокруг Измайловского леса и Мневниковской поймы тоже большие районы.

«Основная наша идея заключается в том, чтобы найти, сохранить и развивать самые ценные территории в этих мини-городах и связать эти города между собой скоростным транспортным каркасом общественного и личного транспорта», – рассказал Илья Заливухин.

«При этом город будущего – это «умный город», – считает заместитель директора, руководитель отдела архитектуры и планирования компании ARUP Бора Ковачевич. Последние два десятилетия этот термин применяется к технологиям, способным ускорить развитие города и повысить качество жизни в нем. Это подразумевает, например, отсутствие пробок, грамотное распределение электроэнергии и правительственных ресурсов.

Такие инновации, несомненно, полезны – они как бы смазывают шестерни огромной городской машины, заставляя их вращаться с новой силой. Нет никаких сомнений, что постоянно растущие объемы данных и увеличивающееся количество коммуникаций вскоре изменят привычное для городского жителя положение вещей. По его мнению, «умный город» – это высокотехнологичный город, в основе которого лежат эффективное управление и экономическое развитие.

Тем не менее развитие города – независимо от плоскостной или вертикальной модели – это всегда изменения, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Как считает Алексей Расходчиков, во главе принятия градостроительных решений должен стоять житель с его интересами, ради которого и происходит обновление среды: «Мы строим и проводим реновации в густонаселенном мегаполисе. При этом чаще всего речь идет о планировке, архитектуре, экономике и очень редко о людях, которым в этой среде жить и работать». В результате, считает эксперт, мы получаем градостроительные конфликты. Ведь каким бы гениальным ни был проект, если в нем не учтены потребности и мнения людей – проблемы возникнут наверняка.

По-настоящему «городами будущего», по его мнению, смогут стать только те мегаполисы, где изменения будут направлены на развитие социального и человеческого капитала. Для этого одних только зеленых технологий, интернета вещей и big data недостаточно. Нужны новые технологии взаимодействия. Чтобы горожане участвовали в изменениях не через митинги и петиции, а цивилизованно – через процедуры согласования. Это «социальная подоснова» градостроительных проектов.

«Города будущего» – это не фантастика, они уже проектируются. И не где-то, а в Москве. В ходе программы реновации жилого фонда будут построены целые районы на совершенно новых архитектурных и технологических решениях. И если пятиэтажки 60-х годов были нужны, чтобы обеспечить людей жильем с элементарными удобствами, то перед современными градостроителями стоят более сложные задачи по формированию новой городской среды – умной, удобной и человечной.

***
Ирина Рузаева, руководитель Корпоративного университета АО «Мосинжпроект»
Сессия «Новые принципы и подходы к планированию и организации строительства в мегаполисе» была организована АО «Мосинжпроект». «Задачами сессии было сформировать представление о строительной отрасли, ознакомиться с современными международными и московскими практиками, – рассказала Ирина Рузаева, руководитель Корпоративного университета АО «Мосинжпроект». – Когда компания интенсивно развивается, у людей нет времени остановиться и осознать свою работу, не хватает времени и сил для рефлексии. На таких сессиях в какой-то мере происходит подведение итогов, осмысление позиции и обсуждение следующих шагов. Мы формируем рамки понимания масштабов работы и культуры масштабного инвестиционного строительного холдинга, каким и является «Мосинжпроект».